Обработка и анализ результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются: величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение; сумма баллов за все придуманные

Показателями творчества в данном исследовании являются: величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение; сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут предложения. Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества (см. табл. 27).

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все после дующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла.

При подсчете баллы удобнее заносить в таблицу результатов.

Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений. Эта оценка не превышает 6 и свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества либо намерение испытуемого действовать алогично и тем озадачить исследователя.

Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов, только если сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того, следовательно, больше продуктивность творческой деятельности.

Творческое воображение предполагает создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов. В данном случае – это создание предложений без заданного образца. Студенты филологии и студенты естественных факультетов различаются опытом работы с лингвистическим материалом, что важно учитывать. Кроме того, получаемый показатель творчества свидетельствует о субъективной новизне результатов, если они новы или оригинальны для самого испытуемого.


Раздел 3. Методы исследования личности

Лабораторное занятие 9.

Методики исследования личности в трудах зарубежных психологов

Цель: обеспечить усвоение студентами методик исследования личности, предложенных в рамках диспозиционального направления в теориях личности.

Вопросы для теоретической подготовки

1. Диспозициональное направление в теории личности (Г.Олпорт, Р.Кеттел, Г.Айзенк).

2. Разработка методов исследования личности в рамках диспозиционального направления.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Познакомьтесь с личностным опросником Г.Ю.Айзенка и 16-факторным личностным опросником Р.Б. Кеттела, представленными в учебном пособии Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.,2000. – С.233-237; 245-265.

2. Проведите исследование собственных психологических особенностей с помощью предложенных методик. Проанализируйте полученные результаты.

Задание 1.

Исследование экстраверсии – интроверсии, нейротизма и типа темперамента по личностному опроснику Айзенка /EPI/

Инструкция: «Вам будет предложено ответить на 57 вопросов. Отвечайте только «Да» или «Нет», не раздумывая, сразу же, так как важна Ваша первая реакция. При ответе «Да» обведите «кружком» номера соответствующих вопросов. При ответе «Нет» отметок в бланке не делайте. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет».

Таблица 28

Бланк личностного опросника Г. Айзенка / EPI /»

Инструкция: обведите «кружком» номера тех вопросов, которые верны.
                                     
                                     
                                     

Личностный опросник (форма А):

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы "встряхнуться", испытать возбуждение?

2. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

3. Вы человек беспечный?

4. Не находите ли Вы, что Вам очень трудно отвечать "нет"?

5. Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-либо предпринять?

6. Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это Вам или нет)?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъёмы настроения?

8. Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком, без достаточных на то причин?

10. Сделали бы Вы почти всё что угодно на спор?

11. Возникают ли у Вас чувство робости и ощущение стыда, когда Вы хотите завести разговор с симпатичной (ным) незнакомкой (цем)?

12. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь ли?

13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми?

16. Легко ли Вас обидеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас иногда мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

19. Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что всё горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли Вы иметь поменьше друзей, но зато особенно близких Вам?

21. Часто ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

23. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли Вас человеком живым и весёлым?

28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли сделать его лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если Вы хотите узнать о чём-нибудь, то Вы предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?

33. Бывают ли у Вас сердцебиения?

34. Нравится ли Вам работа, которая требует от Вас постоянного внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

41. Вы ходите медленно и неторопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

49. Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своём здоровье?

56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

 

Ключ

1. Шкала: «Экстраверсия - интроверсия»

1.1) ответы «Да» на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

1.2) ответы «Нет» на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

2. Шкала: « Нейротизм – стабильность»

2.1) ответы «Да» на вопросы: 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

3. Лживость по тесту: 3.1) ответы «Да» на вопросы: 6, 24, 36;

3.2) ответы «Нет» на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

При анализе результатов теста придерживаются следующих ориентиров:

Таблица 29

Экстра/интраверсия: Нейротизм – стабильность: Лживость:
Экстравертированность /15-24/ Нейротизм /17 – 24/ Ответы правдивы /0-3/
Амбивалентность /11 – 14/ Эмоциональная впечатлительность /11-16/ Мало правдивы /4-5/
Интравертированность /0-10/ Стабильность /0 – 10/ Ответы лживы /6- 9/

Примечание: неискренность в ответах требует проведения повторного тестирования. Высокие значения по шкале «Ложь» свидетельствующая о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: