Типы личности, уровни развития личности, человек, индивид, личность, индивидуальность, жизненный путь, интегральная индивидуальность, рождение личности, личностный смысл, иерархиезация и соподчинение действий, направленность, гуманистический психоанализ, самоактуализация, гуманистическая теория, личное бессознательное, коллективное бессознательное, интроверт/экстраверт, личностные конструкты, социальное научение.
Практическое задание
Проведите сравнительный анализ когнитивного, социально-когнитивного и гуманистического подходов в зарубежных теориях личности. Выпишите в виде таблицы основные существенные признаки каждой теории направления.
Литература:
1. Александров А. А. Интегративная психотерапия. СПб: Питер, 2009. — 352 с.
2. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2004.
3. Маслоу А. "Мотивация и Личность", СПб., Издательство Питер, 2006.-352 с.
4. Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура, развитие. - Самара, ИД, «Бахрах-М», 2008.
5. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия / Сост. И общая ред. А.А.Реана. СПб., 2000. - 320с.
6. Психология личности. Учебное пособие / под ред.П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
7. Психология личности / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
8. Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
9. Роджерс К. Становление личностью / перевод Исениной М.М. 2004. – 314с.
10. Романин А. Н. Гуманистическая психология и психотерапия (учебное пособие). М., Говорящая книга, 2012.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2009.
Тестовое задание
1. Кто из ученых предложил диагностическую методику по изучению личностных черт? А) Г. Олпорт; Б) Р. Кеттел; В) Г. Айзенк; Г) А. Адлер;
2. Кто является автором феноменологического подхода в теориях личности?
А) К. Роджерс; Б) А. Маслоу; В) А. Бандура; Г) Д. Келли;
3. Какое понятие является ключевым в индивидуальной психологии А.Адлера
А) базальная тревожность; Б) коллективное бессознательное;
В) чувство неполноценности; Г) бегство от свободы
4. В каких отношениях, согласно теории З. Фрейда, находятся основные структурные компоненты личности человека?
А) «Оно» находится в конфликте со «Сверх-Я»; Б) «Оно» в конфликте с «Я»;
В) «Я» в конфликте со «Сверх-Я»;
Г) Все компоненты в согласии;
5. Каким образом Б.Ф.Скинер определяет личность?
А) как уникальную целостность; Б) организованную систему конструктов;
В) сверхчувственное качество индивида;
Г) организм с уникальным набором поведенческих реакций.
6. А.Маслоу считал, что природа человека в целом?
А) позитивна; Б) негативна; В) нейтральна; Г) противоречива.
7. Согласно аналитической теории личности К.Г.Юнга достичь самости могут
А) все люди; Б) только высокообразованные и способные;
В) большинство людей; Г) единицы уникальных личностей.
8. На рисунке 9 представлена схема потребностей человека. Кто является автор данной концепции. Раскройте особенности каждой потребности, ее роль в развитии личности, проанализируйте взаимосвязь потребностей.
Рис.9. Структура потребностей
Семинар 13.
«Индивидуально-психологические особенности человека»
Цель: детализировать и систематизировать знания студентов о темпераменте, характере и способностях человека.
План подготовки к занятию
1. Используя приведенный ниже список литературы и материалы лекций подготовить ответы на вопросы.
2. Выписать в словарь определения основных психологических понятий по теме занятия.
3. Составить логическую схему знаний по теме занятия и подготовить презентацию в Pair Pointe.
4. Решение психологических задач по теме занятия.