Социальная ситуация развития дошкольника

 

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего воз-раста создает предпосылки для создания новой социаль-ной ситуации развития. В чем же она заключается? Впер-вые ребенок выходит за пределы своего семейного мира

и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимо-действовать, становится мир социальных отношений, су-ществующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л. С. Выготский, - это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на кото-ром находится ребенок), с которой он вступает в непос-редственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Д. Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вра-щается как вокруг своего центра вокруг взрослого чело-века, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый - папа, доктор, шофер и т. п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит в том, что ребе-нок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных истори-ческих условиях невозможно: жизнь ребенка проходит


 

42. Кризистрехлет Кризистрехлетнеговозраста - этапонтогенеза,

 

сопровождающийся резкой и кардинальной перестрой-кой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружаю-щими.

 

Отделение себя от других людей, сознание собствен-ных возможностей через чувство овладения телом, ощу-щение себя источником воли приводят к тому, что ребе-нок начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выпол-нять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выра-жается в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от волеизъяв-ления. Ощущать себя источником своей воли - важный моментвразвитиисамопостижения.

 

Негативизм и упрямство развиваются внутри отноше-ний взрослых и ребенка. Попытки обращаться с ребенком

в рамках сложившихся прежде отношений, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, могут привести к поддержанию негативизма и упрямства. Кризис трех лет возникает в результате определенных достижений

в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения

 

с другими людьми. Но именно переживания кризиса обост-ряют сензитивность ребенка к чувствам других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам при-емлемых форм обособления себя от окружающих.

 

Возникающие в процессе развития собственная воля, способность к обособлению, рефлексивные способности готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: