Занятие «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой)

Программное содержание. Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию.

Материал и организация такие же, как и на предыдущем занятии с курочкой Рябой (стр. 39). Добавляются два сарая, в которых стоят картины с изображениями овец и лошадей, кукла в образе деда (выглядывает из окна своей избы), шерстяные вязаные вещи (носки, варежки, платок), валенки.

Ход занятия

Обход животных начинается с тех, с которыми дети знакомились на предыдущем занятии. Воспитатель в роли бабы не забывает постоянно вести диалог с курочкой, создавая игровую воображаемую ситуацию (скотный двор и его обитатели). Реплики бабы могут быть примерно такими:

– Курочка Ряба, давай покажем наш скотный двор ребятам полностью – в прошлый раз мы не все показали.

– Курочка, что же ты показываешь то, что ребята уже видели! Вот спроси у них: кто это – корова или коза? Они ведь все уже знают! И как детеныши называются, и как за ними ухаживать надо, и что какие животные дают, и чем их кормят!

Знакомя детей с лошадью, воспитатель сообщает, что этот сарай называется конюшней. Рассказывает, что лошадь – большое и сильное животное, которое используется для перевозки тяжестей. За лошадью ухаживает дед. Он чистит стойло, моет и чистит лошадь, кормит ее овсом и сеном, поит чистой водой. Дети расчесывают лошади гриву и хвост. Курочка замечает: «Лошадь такая огромная, что я ее боюсь. Она не кусается, но вдруг на меня наступит! Я всегда убегаю, когда дедушка запрягает лошадь».

Баба предлагает детям поиграть «в лошадок». Раздает палочки-лошадки. Дети изображают лошадок, декламируя стихотворение А. Барто (физкультминутка).


Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Рассматривая овцу, курочка удивляется: «Какие у нее кудрявые перья!» Баба поясняет ей и детям, что перья – у птиц, а у овцы и других домашних животных – шерсть. Только она у всех разная. У коровы и лошади – короткая. У козы и овцы – длинная, мягкая и очень теплая. Рассказывает, как стрижет овец, прядет пряжу и вяжет теплые вещи, а дед валяет валенки. Показывает детям вещи, сделанные из шерсти.

В свободное время воспитатель, подготовив картинки-отгадки, устраивает вечер загадок. Использует загадки, которые загадывались детям раньше (о корове, козе, свинье), и добавляет новые.


Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Овца, баран)


Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает?
(Овца, баран)


Две сестрички, две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – их надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Варежки)

Декабрь

Первая неделя

За два предыдущих месяца все дети прошли обучение в уголке природы. Помогая воспитателю в течение недели, каждый ребенок научился общаться по-доброму с растениями и животными, поддерживать вместе со взрослым необходимые для их жизни условия. Начиная с этого месяца воспитатель повторно назначает те же группы из трех человек и обучает детей уже самостоятельно осуществлять трудовые операции. Делает это примерно так.

«Дети, – говорит воспитатель первым троим ребятам в понедельник, – вы помните, как хорошо помогали мне ухаживать за нашими обитателями уголка природы в октябре? Теперь мы опять с вами будем это делать все вместе. Только поменяемся ролями: вы будете делать все сами, а я вам – помогать. Вы уже подросли, окрепли, поэтому, конечно, справитесь. Кто из вас помнит, с чего надо начинать ухаживать за растениями и животными? Да, сначала надо посмотреть на них – здоровы ли, не заболели ли, узнать, как себя чувствуют рыбки, попугай, не засохли ли цветы на окне. Со всеми надо ласково поговорить, сказать, что они красивые, что им сейчас будет еще лучше».

Затем дети и взрослый идут сначала к аквариуму и кормят рыбок. Воспитатель напоминает, как это надо делать, но все операции выполняют дети. Взрослый помогает распределить действия и предметы, хвалит за самостоятельность и умелость. Затем все вместе ухаживают за попугаем, за морской свинкой. Обучение идет по одной схеме: воспитатель показывает, напоминает, помогает распределить операции, а дети под наблюдением взрослого и друг друга выполняют их самостоятельно. Воспитатель не забывает осуществлять индивидуальный подход: подбадривает неуверенных, сдерживает торопливых ребят. И обязательно всех хвалит, отмечая положительное. По поводу неудач не огорчается, а выражает уверенность, что все получится в дальнейшем.

В заключение воспитатель дает каждому ребенку лейку, определяет, кто какие растения должен полить. В конце подчеркивает: «Вы молодцы! Я даже не ожидала, что у вас может так хорошо получиться! Завтра мы опять будем работать в уголке природы».

В последующие дни недели воспитатель ищет приемы, которые помогут детям добровольно и охотно участвовать в уходе за обитателями уголка природы. Например: «Ребята, мы забыли вчера надеть фартучки. Надевайте скорей! Какие вы красивые в фартучках!» Или: «Дети, сегодня я расскажу вашим родителям о том, как вы хорошо все делаете в уголке природы». Или: «Сегодня вас ожидают награды – каждый получит значок и будет его носить до конца дня».

День за днем воспитатель следит за тем, чтобы дети менялись трудовыми операциями, чтобы каждый ребенок самостоятельно попробовал выполнить все действия. Начиная со среды в конце уборки воспитатель обращает внимание детей на то, как хорошо стало рыбкам, попугаю, морской свинке и растениям, как все хорошо себя чувствуют в чистоте, с хорошим кормом и водой.

На участке детского сада продолжается подкормка птиц: воспитатель все активнее вовлекает детей в систематический сбор корма и выкладывание его на кормушку. Поддерживает в беседе самостоятельные наблюдения детей. Вместе с ними радуется, если птицы начали регулярно посещать кормушку.

Впереди новогодний праздник, поэтому начинается работа по воспитанию у детей бережного отношения к ели – воспитатель организует цикл наблюдений за елью, растущей на участке детского сада или вблизи него. Если есть выбор для наблюдений, предпочтительна молодая, не очень высокая ель.

Наблюдение 1. «Как узнать ель?»

Цель. Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному-двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее).

На участке воспитатель предлагает детям отыскать знакомые им деревья: березу – по белому стволу, а тополь – по серому стволу, рябину – по оставшимся на ветках ягодам, ясень – по гроздьям семян-летучек, висящих на ветвях, и т. д. Затем воспитатель говорит, что надо отыскать еще одно дерево, про которое придумана интересная загадка.


Ее всегда в лесу найдешь —
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.


А к нам придет под Новый год —
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот:
Готовят ей наряды.
(Ель)

Отыскав ель, воспитатель обращает внимание детей на два признака – наряд из иголок и пирамидальное строение. Говорит, что по этим особенностям это дерево легко отличить от всех остальных. Предлагает ребятам пройти по всей территории и найти разные ели – большие (высокие, старые) и маленькие (низкие, молодые).

В конце наблюдения воспитатель читает детям стихотворение О. Высотской «Елочка».


Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки, и осинки
Скучные стоят.


Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.

В дальнейшем это стихотворение педагог разучивает со всеми детьми.

Наблюдение 2. «Какая ель?»

Цель. Уточнить представления детей о строении ели: один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые постепенно увеличиваются книзу, все ветки покрыты зелеными, жесткими, колючими иголками; коричневые шишки (на высокой взрослой ели).

Проводя наблюдение, воспитатель предлагает детям, чтобы они получили не только зрительные, но и кинестетические тактильные впечатления, совершить разнообразные действия: погладить ствол, прижаться к нему щекой (если возможно); потрогать иголки и ощутить их жесткость, колючесть; показать руками пирамидальное строение дерева. В конце наблюдения воспитатель может еще раз загадать уже известную детям загадку о ели и новую:


Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)

Занятие «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой)

Программное содержание. Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает).

Материал и организация занятия такая же, как и на предыдущих занятиях с курочкой Рябой. Используются картины «Кошка с котятами», «Собака со щенками» и др.

Ход занятия

Воспитатель от лица курочки просит детей вспомнить, кто живет на скотном дворе у бабы и деда. Все вместе заглядывают в сараи и называют знакомых животных. Затем курочка говорит, что рядом с избой стоит не сарай, а маленький домик – будка, в которой живет совсем другой зверь. Курочка взволнованно сообщает, что она очень боится этого зверя, потому что он часто и грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он не ест, как корова, траву, а грызет кости. «Кто это?» – спрашивает курочка.

Затем баба приглашает детей подойти к собачьей будке (картина «Собака со щенками»). Предупреждает всех, что идти надо тихо: Жучка лает и рычит на чужих. Подойдя к картине, баба обращается к собаке: «Жучка, к нам в гости пришли хорошие ребята. Они свои, ты на них не лай и не рычи: они ведь маленькие, могут испугаться. Твоих щенков никто не тронет». Воспитатель помогает детям рассмотреть собаку, щенков, будку, предметы около нее. Ребята должны определить, что делает Жучка и что – щенки. В разговоре с детьми воспитатель постоянно от лица бабы обращается то к Жучке, то к курочке, гладит щенков и т. д. Сообщает, что Жучка – это домашнее животное, любит деда с бабой, охраняет их и скотный двор, лаем предупреждает о приходе чужих. Хозяева любят свою собаку, заботятся о ней: дед построил для нее новую будку, баба кормит ее утром и вечером, дает косточки, похлебку, а щенкам – молочную кашу.

Курочка с нетерпением говорит: «Хватит говорить про Жучку. Пойдемте к тому, кого я не боюсь. Отгадайте: она не рычит, а урчит, ходит тихо и не лает, крыльев нет, а легко прыгает на забор, как я. Такая пушистая, мягкая! Кто это?» Баба ведет детей еще к одному сараю – там находится кошка Мурка с котятами (картина «Кошка с котятами»). Дети рассказывают про кошку и котят, воспитатель (баба) задает им вопросы, вставляет пояснения: «Кошка Мурка – это тоже домашнее животное. Живет с нами, зимой любит греться на теплой печке, залезает к деду на колени и мурлычет. Мы ее любим, заботимся о ней, ласково разговариваем, угощаем молоком. А она ловит мышей, которые норовят зерно попортить».

В заключение курочка просит ребят отгадать загадки.


Молоко пьет,
Песенки поет.
Чисто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)


С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
(Собака)


Под полом таится,
Кошки боится.
(Мышь)

Курочка обещает еще раз прийти к ребятам и сводить их на птичий двор.

В свободное время воспитатель читает детям рассказы Е. Чарушина «Кошка», «Собака», рассматривает с ними иллюстрации автора.

Вторая неделя

Продолжается подкормка зимующих птиц. Воспитатель стремится выработать у детей организационный стереотип: собирать крошки хлеба, выносить корм на участок и выкладывать в кормушку. Своим вниманием поддерживает их интерес к событиям на кормушке и возле нее.

Утром в понедельник воспитатель выбирает следующих троих ребят для уборки в уголке природы. По схеме, описанной выше, обучает их самостоятельно выполнять трудовые операции.

На участке детского сада продолжается цикл наблюдений за елью.

Наблюдение 3. «Чем прекрасна ель?»

Цель. Показать детям красоту дерева, которая заключается в его стройности, пирамидальной форме, зеленом наряде, снежном убранстве, в сверкающем на солнце инее на ветвях, шишках; учить любоваться деревом, разговаривать с ним.

В процессе наблюдения воспитатель обращает внимание детей на то, что быть рядом с елью, гулять возле нее очень полезно для здоровья: она красива – на нее приятно смотреть, ее ароматом полезно дышать. Спрашивает, что красивого дети находят в ели. Предлагает глубоко подышать с закрытыми глазами ее ароматом, затем полюбоваться красотой дерева. В конце наблюдения дети сами загадывают знакомые загадки, читают стихотворение О. Высотской «Елочка».

Наблюдение 4. «Сравним живую и игрушечную ели»

Цель. Показать детям главные особенности живого дерева (ель на участке живая, у нее в земле корни, корни питают ее соками земли, в теплое время года дерево растет – у него появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее, ель издает аромат), игрушечная ель искусственная, ее сделали на заводе из пластмассы, у нее есть ствол, ветки, но нет корней – она неживая, не пахнет, ее можно поставить в любое место, с ней можно играть.

Воспитатель выносит на участок игрушечную елочку, ставит возле ели, предлагает посмотреть на оба дерева, сравнить их и найти различия. После высказываний детей делает вывод о главном различии: одно дерево живое, другое искусственное. Говорит: «Ребята, приближается замечательный праздник – Новый год! Его всегда празднуют возле елки. Было бы очень хорошо, чтобы у вас дома была искусственная елочка, а не живая. Ведь живая, если ее спилят, потом засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елочка тоже красива! Ее можно нарядить – украсить разными игрушками, она не будет осыпаться. А радость будет всем. Послушайте, какое замечательное стихотворение написала о елочке Ирина Токмакова, оно называется «Хороший подарок»:


Мне елку купили!
Мне елку купили!
Ее на опушке в лесу не рубили!
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей!
Вся – в хвое мохнатой, блестящей и пышной.
Задень – и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому?
Никому, просто ветру, метели,
Соседке – живой и неспиленной ели.

В дальнейшем воспитатель разучивает это стихотворение со всеми ребятами, кто пожелает.

Комплексное занятие. Коллективное изготовление альбома «Елочка»

Программное содержание. Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей.

Материал и организация. Дети распределяются вокруг четырех столов, посреди которых лежат стопки из шести бумажных изделий. На одном столе – стопка салфеток, на другом – альбомы для рисования, на третьем – детские книги, на четвертом – листы цветной бумаги. Подготовлены индивидуальные наборы для аппликации «Елочка» (рис. 5, цв. вклейка), кисточки и клей; игрушечная елочка (рис. 6, цв. вклейка).

Ход занятия

1-я часть. Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, взять в руки и рассмотреть бумажные изделия. Затем поднять их высоко и показать всем. Задает вопросы: «Что это такое? Из чего сделаны салфетки, книги и др.? Для чего они нужны? Из какой бумаги изготовлены салфетки, книги и т. д.? Какая бумага и как про нее можно сказать?»

Воспитатель помогает детям определить и назвать цвет бумаги, ее мягкость или жесткость, степень плотности и другие качества. Сам делает обобщение, подчеркивая особенности бумаги и ее функциональное назначение. Например: «Книги сделаны из плотной, толстой белой бумаги, чтобы детям было легко читать и рассматривать книгу – она долго не порвется». Или: «Салфетки сделаны из тонкой белой мягкой бумаги. Такой бумагой легко и приятно вытирать рот после еды. Салфетки легко впитывают в себя капли чая, молока».

После того как будут рассмотрены все предметы, воспитатель делает общее заключение: «Вот как много разных предметов сделано из бумаги! Бумага очень важный материал, она нужна людям. Бумагу надо беречь и экономить, ее не следует рвать и пачкать. Бумагу делают из древесины. Для этого используются деревья, которые растут в лесу. Когда вы станете старше, то узнаете еще много интересного и про бумагу, и про бумажные изделия, и про древесину, из которой их делают».

Раздается стук в дверь, «приходит» Елочка – девочка, наряженная в бумажные платочек и фартучек. Воспитатель встречает ее, здоровается и радуется ее приходу. Говорит, что дети сейчас сами будут выклеивать елочки. Рассматривает Елочку, отмечает, что она красивая, фартучек у нее сделан из плотной бумаги, а платочек – из мягкой, салфеточной.

2-я часть. Дети относят предметы, которые они рассматривали, на стол педагога. Затем берут комплекты для аппликации «Елочка» (этот организационный момент заменяет физкультминутку). Воспитатель сообщает, что сейчас все ребята будут составлять и наклеивать елочки – каждый на своем листе бумаги. Затем они украсят елочки снегом или елочными игрушками. Тот, кто пожелает сделать свою ель живой (как на участке), украсит ее снегом и шишками, а на землю положит сугроб. Тот, кто пожелает сделать свою елочку искусственной, нарядит ее игрушками, а снизу приклеит крестовину, чтобы дерево прочно стояло на полу. Потом из всех детских работ будет сделан один общий альбом – книжка под названием «Елочка».

Воспитатель дает указание сначала выложить елочку на бумаге, начиная снизу (со ствола), а затем, начиная с верхней детали, приклеить. Вместе с Елочкой помогает детям. Если занятие затянется, то украшение елочки можно перенести на вечернее свободное время. Важно, чтобы воспитатель предоставил каждому ребенку возможность самостоятельно осуществить выбор: сделать елочку живой (украсить ее шишками и снегом) или превратить в искусственную (нарядить ее игрушками и елочными украшениями).

После того как все работы будут готовы, воспитатель в присутствии детей делает обложку для коллективного альбома. Дети помогают украсить ее, приклеить название «Елочка», сделать надпись: «Альбом сделан детьми и воспитателем (Ф.И.О.) средней группы детского сада №…». При изготовлении обложки педагог обращает внимание детей на то, что для этой цели используется очень плотная бумага или картон, чтобы альбом сохранился надолго, так как он будет стоять в книжном уголке и его все будут рассматривать. Затем воспитатель сшивает страницы и обложку в альбом. В дальнейшем при рассматривании альбома педагог может записать короткий рассказ каждого ребенка о своей елочке, не забыв при этом указать фамилию и имя автора.

Третья неделя

Продолжается подкормка птиц на участке детского сада и работа с детьми-помощниками в уголке природы.

На этой неделе ежедневно проводятся наблюдения за погодой, за сезонными явлениями природы. Воспитатель постоянно меняет приемы наблюдения, чтобы поддерживать интерес детей. При этом побуждает их к самостоятельным высказываниям, оценкам, определениям. Для того чтобы усилить впечатления детей, читает или разучивает с ними небольшие стихотворения.


Снег
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
А. Барто


Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи темные.


Не видать в них
Света белого,
Не видать в них
Солнца красного.
А. Кольцов


Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берез;
Ходит, бородою
Белою трясет,
Топает ногою,
Только треск идет.
С. Дрожжин

Особое внимание на прогулках воспитатель обращает на дерево – такое же, которое представлено на картинках календаря. Отмечает с детьми его сезонное состояние (нет листьев, на ветвях в тихую погоду задерживается снег). Показывает, как дерево раскачивается от ветра, как клонятся ветви в одну сторону. В группе воспитатель, как и в предыдущие месяцы, помогает детям найти нужные картинки и выставить их в уголке природы. Ежедневно приходит кукла Маша, и дети одевают ее по погоде (как одеты сами). Воспитатель разнообразит игровой прием с куклой: то она приходит слишком рано, то опаздывает, то начинает капризничать, вызывая у детей интерес к наблюдениям за сезонными явлениями природы.

В один из дней воспитатель с детьми посещает елочку, за которой ведутся наблюдения.

Наблюдение 5. «Поможем нашей елочке»

Цель. Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.

Воспитатель читает детям стихотворение К. Чуковского «Елка».


Были бы у елочки ножки,
Побежала бы она по дорожке
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками…

Затем уточняет знания детей с помощью вопросов: какая это ель – живая или искусственная? Могут ли у нее быть ножки и каблучки? Что у живой ели под снегом и под землей? Подчеркнув, как трудно деревьям зимой, воспитатель предлагает помочь дереву – прикопать сугроб вокруг ствола. Сам осторожно отряхивает снег с лап ели.

На этой неделе воспитатель завершает работу с детьми по созданию альбома «Елочка», рассматривает его вместе с желающими в свободное время.

Начинается подготовка к детскому новогоднему празднику и празднику для кукол. Воспитатель оживляет в памяти детей выученные ранее стихотворения, готовит выступления отдельных ребят.

Четвертая неделя

На этой неделе, как и в предыдущие, осуществляются подкормка птиц и работа с детьми-помощниками в уголке природы.

В начале недели (в понедельник) воспитатель берет наиболее любимую детьми куклу из игрового уголка и от ее имени говорит: «Ребята, все игрушки знают, что скоро будет праздник, очень веселый. Все говорят про елку. А мы – куклы, зайчики, мишки – ничего не знаем. У нас праздника никогда не бывает. Мы будем плакать, потому что хотим на праздник!» Утешает куклу: «Ирочка, не надо плакать! Мы с ребятами обязательно устроим вам праздник. Иди к игрушкам и успокой их». Педагог зовет ребят и шепотом (чтобы не слышали куклы) обсуждает с ними, как организовать новогодний праздник для кукол. Намечаются такие дела:

– привести кукол в порядок: почистить, умыть, расчесать волосы, постирать их грязную одежду и нарядить всех к празднику;

– подготовить елку: сделать игрушки и нарядить ее;

– подготовить номера для выступления: выучить новые стихотворения, вспомнить знакомые инсценировки, песни, игры;

– попросить повара испечь пирог, чтобы устроить праздничный чай вместе с куклами.

В этот же день воспитатель распределяет номера: записывает всех желающих прочитать на празднике выученные ранее стихотворения (независимо от их тематики). Просит ребят, которые исполняли инсценировку «Подарок» (стр. 43), вспомнить ее. Распределяет новые стихи и предлагает детям выучить их дома.


На санках
Покатились санки вниз,
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади,
Там канавка впереди!
Надо ездить осторожно!
А не то разбиться можно!
О. Высотская


Больная кукла
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна,
Кукла бедная больна.
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится.
И она поправится.
В. Берестов


Зайчик
Жил-был зайчик,
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,


Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Там тепло и славно,
Волка нет.
И дают морковку на обед.
В. Хорол


Мышка
Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки?
Может, в кухне корка есть?
А на кухне возле шкафа
Видит мышка – чья-то лапа.
Лапа пестра, когти остры.
Эй, мышка, не зевай:
Убегай из этих мест,
А то кошка съест.
А. Введенский

Во вторник утром дети делают уборку в кукольном уголке, стирают одежду кукол. Вечером все желающие вместе с воспитателем клеят игрушки для елки (рис. 7, цв. вклейка). В среду дети наряжают елку, одевают кукол, готовят атрибутику для праздника. В четверг проводится досуг «Новогодний праздник для кукол».

Досуг проводится в групповом помещении без гостей как хорошо организованная игра. Музыкальный руководитель помогает подобрать музыкальное сопровождение или сам аккомпанирует исполнителям песен и танцев. Досуг состоит из двух частей: концерта для кукол и общего с куклами праздничного чая. Дети, читая стихи, могут держать в руках соответствующие игрушки и производить с ними действия, чтобы получались маленькие инсценировки. По усмотрению воспитателя в празднике могут участвовать Дед Мороз и Снегурочка, но эти роли должны исполнять дети, подготовленные заранее. Песни и пляски исполняются те, которые будут включены в большой детский праздник. В досуге могут принять участие игрушечные персонажи: Красная Шапочка, курочка Ряба, картонная кукла Маша.

Во время чая дети не только сами едят и пьют, но и угощают кукол (зайчика морковкой, белочку орешками, мишку медом, малиной и т. п.).

В конце месяца проводится детский праздник в зале вокруг искусственной елки. Ведущий специально обращает на эту елку внимание ребят. Кто-то из детей читает стихотворение И. Токмаковой «Хороший подарок» (стр. 53).

Январь

Первая неделя

В работе с детьми продолжается новогодняя тематика. Воспитатель использует любой случай, чтобы прививать им любовь к природе. Поэтому на участке детского сада (или вблизи него) вокруг живой ели проводится досуг. К данному мероприятию воспитатель самостоятельно, но в присутствии ребят готовит цветные льдинки. С этого начинается цикл наблюдений за водой и ее свойствами.

Наблюдение 1. «Делаем цветные льдинки»

Цель. Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается.

Организуя наблюдение, воспитатель предлагает всем желающим сесть вокруг общего большого стола. Говорит, что сейчас он будет проделывать интересные опыты с водой. (Заранее к этому наблюдению подготовлены банки, песочные формочки, краски, нитки, поднос, мелкие предметы, черпачок.)

Воспитатель наливает в банки воду, ставит их ближе к детям, просит рассмотреть и сказать, какая вода. Уточняет, что вода в баночках бесцветная, прозрачная – сквозь нее все видно. Предлагает детям закрыть глаза, бросает в каждую банку мелкий предмет (шарик, пуговицу или др.), просит всех посмотреть и назвать эти предметы, затем объяснить, почему их видно. Сообщает, что сейчас начнется «волшебство» – дети увидят приготовление красивой разноцветной воды. Воспитатель добавляет в каждую банку цветную гуашь – красную, синюю, желтую, зеленую. Не спешит ее размешивать, чтобы ребята могли рассмотреть, как краска расходится по воде (это и есть «волшебство»). Просит назвать цвет воды. Спрашивает, на что похожа красная, зеленая и другая вода, красива ли цветная вода. Затем выясняет, видны ли предметы, которые лежат в банках, куда они исчезли. Уточняет: подкрашенная вода непрозрачна, сквозь нее ничего не видно.

Воспитатель предлагает, чтобы каждый ребенок выбрал песочную формочку и цветную воду, которой он хочет заполнить эту формочку. Разливает воду, дети ставят формочки на поднос. Затем педагог кладет в воду нитки и сообщает, что дальше «колдовать» будет мороз на улице – он сделает из воды цветные льдинки. «Разноцветными льдинками мы украсим живую елку на участке. Нитки нужны, чтобы привязать льдинки к веткам», – поясняет воспитатель. Обращает внимание детей на то, что вода легко проливается, потому что жидкая. Получилось много разноцветных лужиц. Их легко вытереть тряпкой – вся вода впитается в нее. Воспитатель вытирает стол и показывает детям тряпку, которая стала мокрой и цветной. Затем сообщает, что поднос с формочками вынесет на мороз.

Наблюдение 2. «Какие цветные льдинки?»

Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (на морозе замерзает и превращается в лед; лед твердый, не льется, принимает форму сосуда, в котором застывает, лед холодный, скользкий, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твердым).

Наблюдение проводится на улице. Воспитатель приносит поднос с формочками. Дети все вместе рассматривают формочки, трогают лед, определяют, что он твердый, имеет гладкую поверхность, холодный. Рассматривают, как нитки вмерзли в лед. Воспитатель уточняет: лед получился из воды – на морозе вода затвердела и стала льдом. Затем показывает, как в теплой руке можно согреть формочку, и льдинка легко выскочит. Дети вместе с педагогом освобождают ледяные украшения, любуются ими. Идут украшать живую ель. Подойдя к дереву, воспитатель предлагает ребятам поздороваться с ней, поздравить с наступившим Новым годом. Обращает внимание детей на природную красоту дерева, подчеркивает, что особое очарование придают ей шишки, которые висят на макушке, и снег на ветках. Дети помогают воспитателю развесить ледяные украшения.

Вокруг наряженной ели проводится досуг (продолжительность 20—25 минут). При этом повторяются номера предыдущих праздников, воспитатель организует подвижные игры и хороводы.

Наблюдение 3. «Как лед превращается в воду?»

Цель. Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.

Воспитатель разыгрывает ситуацию с куклами игрового уголка. От их имени жалобно говорит, что куклы узнали про цветные льдинки, но не представляют себе, что это такое. Куклы хотят повесить льдинки на свою елку. Воспитатель обсуждает с ребятами, можно ли принести льдинки с улицы и что с ними будет в помещении. Возвращаясь с прогулки, дети по предложению педагога приносят 2—3 цветные льдинки, показывают их куклам, затем оставляют в группе на тарелке. Вечером дети рассматривают цветную воду, обсуждают, откуда она взялась, почему растаяли ледяные украшения. Дети объясняют куклам, почему льдинки нельзя было вешать на их елку в помещении.

В конце недели воспитатель предлагает детям вместе с родителями дома сделать льдинки в холодильнике.

Продолжается подкормка птиц на участке детского сада.

Вторая неделя

Воспитатель возобновляет работу с детьми в уголке природы – назначает новых помощников и продолжает обучать детей способам ухода за растениями и животными.

Продолжается подкормка птиц – воспитатель хвалит ребят, которые не забывают собирать хлебные крошки и выносить их на улицу. Поддерживает инициативу детей в наблюдениях за птицами.

Завершается цикл наблюдений за елью.

Наблюдение 6. «Что находится в шишках ели?»

Цель. Познакомить детей со строением шишки, с семенами ели; показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве (в холоде) висит в закрытом виде, в тепле (в помещении) раскрывает чешуйки, из-под которых выпадают семена.

Воспитатель сначала рассматривает с детьми шишки на улице, предлагает потрогать их, погладить, понюхать, отмечает цвет, удлиненную форму. Показывает чешуйки, их расположение. Таинственно сообщает, что под чешуйками что-то есть, но узнать это можно, если взять шишки в группу.

Вторая часть наблюдения проводится после того, как шишки раскроются и начнут выпадать семена. Воспитатель сначала обращает внимание детей на то, что шишки изменились. Предлагает внимательно их осмотреть, погладить и сказать, что изменилось. Затем обсуждает с ребятами, почему шишки приподняли свои чешуйки. Рассматривая семена, дети обращают внимание на их размер, форму, цвет, легкость, наличие пленки. Воспитатель сообщает, что из каждого семечка может вырасти целая ель, если оно попадет в хорошие условия (влажная почва), если, когда оно прорастет, на маленький росточек никто не наступит, если маленькую елочку заметят и не скосят во время сенокоса. Дети собирают семена в коробочку, с тем чтобы весной их где-нибудь посеять.

В конце недели воспитатель дает детям и родителям поручение в выходные дни рассмотреть выброшенные на улицу после Нового года елки, узнать, отличаются ли они от тех, что остались несрубленными, посочувствовать им.

Продолжается цикл наблюдений за водой.

Наблюдение 4. «Теплая и холодная вода»

Цель. Уточнять представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодная и горячая; это можно узнать, если потрогать воду руками; в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Воспитатель организует наблюдение во время гигиенической процедуры мытья рук перед обедом. Предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей (не выше 40—50 °С) водой. Спрашивает, какая вода (горячая, приятная для тела, прозрачная – сквозь нее видны руки, дно таза). Обращает внимание детей на то, что вода плещется, льется, могут получиться лужи, которые легко вытереть тряпкой, так как вода в нее хорошо впитывается. Делает заключение: вода – добрый помощник человека.

Занятие «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим двором)

Программное содержание. Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей).

Ход занятия

Организация и методика проведения занятия аналогичны предыдущим занятиям, посвященным домашним животным. Воспитатель устраивает курятник и сарай для водоплавающей птицы, имитирует пруд, где могут плавать утки и гуси. Курочка Ряба, как и раньше, выступает в роли гида, а воспитатель исполняет роль бабы.

Курочка ведет себя особенно уверенно, так как живет в этом курятнике и гуляет в этом дворе. Воспитатель по очереди подводит детей к курятнику и сараю, сначала рассматривает с ними картину «Куры». Курочка комментирует некоторые моменты: «Петушок у нас главный. Мы все его слушаемся. Он защищает нас и цыпляток». Или: «Все курочки несут обычные – белые яички, только я иногда снесу золотое яичко! Правда, баба?»

При рассматривании картин с изображениями уток и гусей курочка удивляется: «У них на лапах какие-то лоскутки между пальцами. Зачем они им? Как они могут с этими лоскутками разгребать землю, чтобы искать зернышки и червячков?!» Около пруда она добавляет: «Они все время ныряют в воду! Как им не страшно?! Ведь можно утонуть! Я своих цыплят не пускаю к воде!» Когда воспитатель рассказывает, что утки и гуси несут яйца, курочка спрашивает: «А золотые яички они тоже несут?»

В конце занятия воспитатель подводит итог – уточняет, какая птица называется домашней и что такое птичий двор.

Третья неделя

Эта неделя начинается с разговора с детьми о том, как выглядят выброшенные на улицу елки. Воспитатель внимательно выслушивает всех и рассказывает ребятам о елке, которую видел в выходные дни: у нее были сухие ветки, зеленых иголок совсем не осталось. Она лежала на боку возле контейнера с мусором – на нее было жалко смотреть. Хотелось сказать: «Жаль, что тебя срубили, елочка! В лесу ты сейчас была бы зеленая, пахучая!» В конце разговора воспитатель предлагает ребятам посмотреть еще раз на семена ели. Говорит, что весной их можно будет посадить в коробочки с землей и попытаться прорастить.

В уголке природы продолжается обычная работа по уходу за растениями и животными с другими тремя дежурными ребятами.

На этой неделе, как и в предыдущие месяцы, проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. Снова приходит картонная кукла Маша, и дети каждый день одевают ее по погоде и выпускают гулять. С помощью куклы воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у ребят активный интерес к природе. Так, Маша то приходит слишком рано, то запаздывает, то капризничает и хочет гулять вместе с ребятами. Воспитатель может предложить взять ее с собой на прогулку, чтобы показать птиц на кормушке, поиграть со снегом и т. д. В группе педагог не забывает о работе с календарем природы: учит детей самостоятельно находить нужные картинки и выставлять их в уголке природы.

Ежедневная подкормка птиц на кормушке сочетается с ведением «Календаря наблюдений за птицами» (рис. 8, цв. вклейка). На этой неделе начинается цикл наблюдений за зимующими птицами.

Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»

Цель. Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по 2—3 характерным признакам: воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку. Предлагает поискать глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой и ее посетителями. Просит назвать, откуда вороны ведут свои наблюдения (с забора, с деревьев, с крыш соседних домов и т. д.).

Наблюдение 2. «Какая ворона и какой воробей?»

Цель. Учить детей замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела, напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку.

В свободное время воспитатель разучивает с детьми стихотворение В. Звягиной «Воробышки».


На дворе морозище —
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро,
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки…
Я принес воробышкам
На тарелке крупки:


– Кушайте, воробышки,
Кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
– Воробей ведь маленький —
Сразу, как запрыгает,
Потеряет валенки.

Наблюдение 3. «Как птицы кормятся на кормушке?»

Цель. Учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за событиями на кормушке).

С календарем наблюдений за зимующими птицами дети и воспитатель работают всю неделю ежедневно. Педагог предлагает ребятам найти в календаре птиц тех видов, которые именно в этот день посещали кормушку или были рядом с ней. В первый день (понедельник) он сам отбирает изображения пернатых, вставляет их в прорези на панораме календаря со словами: «На кормушке были воробышки, их было много. Мы тоже поставим несколько птичек. Еще на кормушке был один голубь – мы про него не забудем. Под кормушкой собирали крошки воробышки-трусишки. Их было двое. А вот над участком летала одна ворона. Она все смотрела, как птицы кормятся, но к ним не подлетала. Мы вставим птичку-ворону там, где у нас небо. Теперь посмотрите, какая получилась панорама в календаре. Сегодня именно так было на нашем участке». В конце дня воспитатель разбирает панораму, чтобы на следующий день создать новую картину. Уже со вторника педагог предоставляет детям возможность самим выбирать картинки с птицами и вставлять их в календарь. Помогает детям по мере необходимости, хвалит за правильные ответы и действия.

 

Во время прогулок продолжаются наблюдения за водой и ее агрегатными состояниями.

Наблюдение 5. «Какой снег и сколько его на участке?»

Цель. Уточнить представления детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, покрывает весь участок.

Воспитатель предлагает детям взять в руки горсть снега, почувствовать, что он холодный, подбросить его и увидеть, что он рассыпчатый. Потоптать снег и обнаружить, что он мягкий, легко утаптывается в плотный слой. Обращает их внимание на то, что снег укрывает всю землю, сильно меняя картину природы. Поэтому люди сравнивают снег со скатертью, одеялом, покрывалом. Воспитатель обращает внимание детей на красоту зимнего пейзажа. Объясняет, что толщину снежного покрова можно измерять. Дети рассматривают палку-снегомер (рис. 9, цв. вклейка), а затем измеряют глубину покрова в разных местах участка. Измерения производятся красным концом палки, воспитатель передвигает резинку, демонстрируя глубину снежного слоя.

В последующие дни воспитатель вместе с детьми измеряет толщину снега в разных местах участка другим концом снегомера, показывая, что величину покрова можно выразить в условных единицах.

На этой же неделе воспитатель проводит с детьми досуг «Цыплята и утята».

1. Чтение и разыгрывание рассказа Е. Чарушина «Курочка».

«Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: „Квох-квох-квох-квох!” – это значит: прячьтесь скорей! И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?»

После чтения воспитатель разыгрывает с детьми рассказ, сам изображая курицу, а дети – цыплят. В игре могут быть использованы шапочки курицы и цыплят.

Когда цыплята усядутся маме под крыло, воспитатель читает стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?».


Воробей живет под крышей.
В теплой норке – домик мыши.
У лягушки – дом в пруду.
Домик пеночки – в саду.
– Эй, цыпленок, где твой дом?
– Он у мамы под крылом.

Последнюю строчку дети повторяют хором.

2. Чтение рассказа Е. Чарушина «Утка».

«Утка на пруду ныряет, купается, свои перышки клювом перебирает. Перышко к перышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, начистится, в воду, как в зеркальце, глянет – вот до чего хороша! И закрякает:

– Кря-кря-кря-кря!»

При чтении воспитатель обращает внимание детей на картину, на которой изображена утка, плавающая вместе с утятами на пруду.

3. Совместное исполнение под фонограмму песни «Утята» (французская народная мелодия) – дети поют и танцуют.

4. Чтение и разыгрывание с помощью настольного театра сказки В. Сутеева «Цыпленок и утенок».

Четвертая неделя

Завершается второй этап работы с детьми в уголке природы: воспитатель привлекает последнюю тройку ребят и учит их выполнять трудовые операции по уходу за растениями и животными.

На участке продолжаются подкормка птиц и цикл наблюдений за ними.

Наблюдение 4. «Какие звуки издают птицы?»

Цель. Учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьев, воркование голубей), наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

Воспитатель дает детям задание для самостоятельного наблюдения: во время игры прислушаться к птицам, понаблюдать, будут ли слышны голоса птиц, чтобы точно выяснить, кто как из них кричит и по какому поводу. В конце прогулки воспитатель обсуждает с детьми их и свои наблюдения. Разучивает с ними стихотворение В. Приходько про воробья:


Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
– Киньте крошек воробью —
Я вам песенку спою:
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень —
Буду петь вам целый день:
Чик-чирик!

Наблюдение 5. «Сколько ног у птиц и как они ходят?»

Цель. Уточнить представления детей о количестве ног у птиц и их функциональном назначении: с помощью ног пернатые ходят по твердой поверхности (дороге, крыше), сидят на ветках, птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи скачут.

Воспитатель снова дает детям задание для самостоятельного наблюдения. При этом он может заинтересовать их проблемной ситуацией: «Ребята, что-то я не совсем уверена: сколько ног у птиц? Я знаю (мы с вами рассматривали), что у собаки и у кошки по четыре ноги. А вот сколько их у птиц – я сомневаюсь. Я прошу вас понаблюдать за всеми птицами: может, у них четыре, а может, три или две ноги? И вообще – для чего птицам ноги?»

В конце прогулки воспитатель обсуждает с ребятами их наблюдения. Если дети не заметили, где и как птицы ходят, сидят, рассказывает о том, что увидел сам.

Наблюдение 6. «Птичьи следы на снегу»

Цель. Развивать у детей интерес и наблюдательность, умения определять птиц по их следам (размер «крестиков», характер «цепочки»), читать по следам события («цепочка» оборвалась – значит, птица взлетела; «крестиков» много и они в беспорядке – значит, несколько птиц кормилось на этом месте и т. п.); уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно.

Календарь наблюдений за зимующими птицами на этой неделе воспитатель может вести или не вести по своему усмотрению или желанию детей. Педагог может спросить у ребят, хотят ли они этим заниматься. Если будут желающие, поручить им находить карточки и вставлять в прорези. При этом педагог оказывает им помощь, а остальным детям предлагает рассматривать календарь, который ежедневно ведут желающие.

Завершается цикл наблюдений за водой и ее состояниями.

Наблюдение 6. «Как снег превращается в воду?»

Цель. Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Воспитатель организует опыт: вместе с детьми набирает в тарелку снег и предлагает им сказать, что будет со снегом в помещении. Тарелку со снегом уносят в группу. Вечером все вместе рассматривают талую воду, обсуждают, что и почему произошло, откуда взялся мусор.

Занятие «Кому нужна вода?»

Программное содержание. Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении, в большом городе вода приходит в дом по трубам водопровода, ее берут из реки, в сельской местности воду берут из колодца, чистую воду надо экономить – зря не лить, закрывать кран, чтобы она не текла напрасно).

Ход занятия

1-я часть. Занятие проводится перед обедом. Воспитатель начинает разговор с детьми с загадки.


Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды —
Жить нельзя нам без…
(Воды)

Затем предлагает ребятам вместе обойти всю группу, чтобы выяснить, кому и зачем нужна вода. Делаются остановки:

– возле растений (их надо поливать, они живые, без воды засохнут);

– около аквариума (рыбки живут в воде, без нее погибнут, им надо много воды, чтобы плавать);

– около попугая (он пьет воду, ему нужна каждый день чистая вода);

– около мойки (помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду);

– рядом с игровым уголком (вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам белье);

– около туалета (вода нужна постоянно, чтобы дети могли мыть руки и лицо).

Во время обхода помещения дети наблюдают за тем, как помощник воспитателя моет посуду. После выяснения того, кому нужна вода, воспитатель рассказывает, откуда берется вода, как она по трубам попадает в дом. Все вместе дети находят и осматривают водопроводные трубы, трогают их и определяют, какая – холодная или горячая – вода течет по ним. Воспитатель рассказывает о необходимости бережного и экономного отношения к чистой воде.

2-я часть занятия – это непродолжительный коллективный труд. Дети небольшими группами стирают кукольную одежду, моют игрушки, некоторые растения, поддоны у цветочных горшков, доливают вместе с воспитателем воду в аквариум и пр. В завершение все моют руки и садятся обедать. Воспитатель все время подчеркивает, как нужна вода людям, растениям, животным. За обедом дети определяют, как используется вода для приготовления еды (супа, компота). Если есть возможность, во время мытья рук и обеда можно включить аудиозапись детской оперы «Мойдодыр» Ю. Левитина и дать детям послушать фрагменты (гимн воде и др.).

На выходные дни воспитатель дает ребятам задания:

1) выяснить дома, кому и зачем нужна вода, понаблюдать за мамой: как она использует воду в хозяйстве;

2) время от времени посматривать на кран – не течет ли вода зря;

3) во время купания поиграть с водой, придумывая разные игры.

Февраль

Первая неделя

В понедельник в утренние часы и на прогулке воспитатель в свободном разговоре выясняет, как дети наблюдали за тем, что мама делала с водой, какие придумали игры, хвалит тех, кто действительно не забыл о задании и рассказал об использовании воды в домашних условиях. Подводя итог разговору, обобщает: «Вода нужна не только в детском саду. Дома тоже расходуется много воды: для приготовления еды, стирки белья, мытья полов. Вы будете молодцы, если последите за кранами, чтобы они всегда были крепко закрыты, чтобы чистая вода просто так не утекала».

В этом месяце начинается следующий этап работы с детьми в уголке природы. Воспитатель до сих пор организовывал ее таким образом, что он и трое ребят вместе обходили все объекты природы, и выполняли необходимые действия. Теперь педагог начинает распределять отдельные операции между детьми. В понедельник в последний раз дети все вместе ухаживают за обитателями уголка природы – это нужно для того, чтобы ребята вспомнили, что и как надо делать, как общаться с живыми существами. Начиная со вторника, воспитатель распределяет обязанности: каждому ребенку поручает уход за каким-либо одним объектом. В следующие дни недели дети меняются объектами, педагог оказывает всем необходимую помощь, хвалит ребят за успехи.

На этой же неделе воспитатель начинает новую трудовую операцию – посев овса в маленькие коробочки для выращивания зелени, которой можно подкармливать в зимнее время попугая и морскую свинку (если нет овса, для посева подойдут семена любых злаковых культур и даже зерносмесь для птиц). Воспитатель, взяв три коробочки, делает это сам, но в присутствии детей-помощников, после того как они выполнят свои обязанности. Взрослый называет все свои действия, но не сообщает конечный результат: «Ребята, в эти маленькие коробочки я насыплю землю, в которую посею семена овса. Посмотрите, какие семена, подержите их в руках. Семена прикроем землей и польем водой. Коробочки поставим на окно и будем наблюдать, что получится. А как вы думаете, что будет в коробочках?» Воспитатель выслушивает все предположения детей, загадочно улыбается: «Посмотрим, посмотрим!»

Каждый день в конце уборки воспитатель подходит с помощниками к коробочкам, поливает посевы, рассматривает: «Что-нибудь изменилось? Ничего пока не изменилось, но будем поливать и смотреть каждый день!»

Как и раньше, воспитатель вместе с детьми продолжает подкормку зимующих птиц. На этой неделе завершается цикл наблюдений за птицами на участке детского сада и начинается новый цикл – наблюдения за попугаем в уголке природы.

Наблюдение 7. «Сколько крыльев у птиц и как они летают?

Цель. Уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги и крылья), об особенностях крыльев (раскрываются – и тогда хорошо видны, складываются и прижимаются к телу – в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев – они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; у человека нет крыльев, он не может летать).

Воспитатель организует наблюдение в тот момент, когда в небе появляются летящие птицы. Предлагает детям изобразить полет птиц. Обсуждает с ними, как выглядит птица в полете и на земле, почему птицы летают, а человек нет.

В свободное время воспитатель читает для тех, кто захочет, рассказ Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву „р”». После чтения беседует с детьми о воронах: как они ходят, как летают, как каркают. Просит каждого ребенка покаркать – выясняет, кому следует так же, как Жене, учиться говорить «р».

Начинается цикл наблюдений за попугаем, живущим в уголке природы (если в группе живет другая птица, воспитатель по аналогии самостоятельно составляет цикл наблюдений).

Наблюдение 1. «Чем попугай отличается от воробьев?»

Цель. Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего облика попугая, о строении его тела, учить приемам сравнения.

Воспитатель предлагает всем, кто захочет, рассмотреть попугая и сказать, какой он, что у него есть (голова, хвост, ноги, глаза, клюв). Затем просит вспомнить воробьев, прилетающих на кормушку, сказать, какие они, чем отличаются от попугая. Если ребята затрудняются с ответом, воспитатель показывает цветную картинку с изображением воробьев, предлагает посмотреть на нее и на попугая и сказать, чем птицы не похожи друг на друга.

В заключение воспитатель сам подводит итог: «Эти птицы различаются, но в то же время они похожи друг на друга. И у воробья, и у попугая одна голова, один хвост, две лапки, два крыла. Что еще у них одинаковое? Конечно, и воробьи и попугаи – птицы, поэтому похожи друг на друга».

Наблюдение 2. «Что и как ест попугай?»

Цель. Уточнить представления детей об особенностях строения клюва попугая (толстый, загнутый) и о том, как он клюет корм, показать, что попугаю нужен разнообразный корм, чтобы он не болел, хорошо себя чувствовал.

Воспитатель сначала предлагает детям посмотреть на клюв попугая и сказать, какой он. Затем показывает блюдце, на котором заранее разложены небольшими порциями крошки яйца, творога, какой-либо каши, тертая морковь, кусочек белого размоченного хлеба, кусочки капусты или яблока. Дети рассматривают и называют корм, а воспитатель уточняет: «Попугаю нужно давать не только зерносмесь, но и самые разные корма, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел. Мы ведь все его любим, поэтому будем заботиться о нем. Я поставлю блюдце в клетку, отдельно помещу зерносмесь, посмотрите, какая она. Совсем не похожа на рыбий корм. А вы понаблюдайте, что попугай будет делать, с чего начнет, как он будет клевать». Воспитатель ставит корм, вместе с детьми наблюдает за происходящим в клетке, тихо комментируя поведение птиц. Перед обедом следует снова подойти к клетке и посмотреть, что осталось на блюдце; что попугай съел полностью – что ему особенно понравилось, а что оставил. (В этот день попугая не следует кормить до начала наблюдения.)

Занятие «Путешествие по зимнему лесу»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия).

Организация занятия и материал. Занятие проводится в виде игры-путешествия по сказочному зимнему лесу, поэтому в специальном помещении (спальня, зал, холл или др.) создается декорация зимнего леса: по краям ставят елки, деревья, пеньки – все в снегу. Между ними в разных углах и с разных сторон стоят картины, на которых реалистично изображены лес и его обитатели (лиса, заяц-беляк, белка, берлога медведя, волк)[3]. Картину с белками надо поставить высоко. На пол стелят какое-нибудь белое покрытие, изображающее снежный покров леса. На занятии используется кукла Красная Шапочка в зимней одежде с корзинкой в руках.

Ход занятия

В группу приходит Красная Шапочка. Воспитатель удивлен и обрадован, обращает внимание детей на то, как тепло (по-зимнему) одета кукла. На ней теплое пальто, рейтузы, поверх тонкой красной шапочки – теплая, шерстяная. Кукла сообщает, что она никогда не ходила через лес к бабушке зимой, но слышала, что в это время в лесу очень холодно и пустынно, звери спят. «Красная Шапочка, – говорит воспитатель, – как хорошо, что ты пришла! У нас сегодня как раз путешествие по сказочному зимнему лесу. Пойдем с нами, я буду рассказывать, что происходит в лесу зимой. Ты молодец, что оделась тепло».

Воспитатель обращается к детям с просьбой скорее убрать игрушки и одеться для прогулки. Изображает, что надевает пальто, шапку, сапоги. Следит за ребятами, чтобы они тоже все оделись – это важно для создания игровой ситуации. Затем взрослый с куклой в руках ведет детей в лес. На опушке просит остановиться и осмотреть поляну. Рассказывает: «Сейчас зима. И в настоящем лесу, и в твоем сказочном лесу, Красная Шапочка, очень холодно. Все – и деревья, и кусты, и земля – покрыто снегом. Снега много, идти по такому заснеженному лесу трудно – надо высоко поднимать ноги, потому что они проваливаются в снег: ведь он очень глубокий. Деревья стоят без листьев, все в снегу. Вы, наверное, помните, как осенью опадали листья. Сейчас листья расти не могут, потому что холодно, мало света (очень рано темнеет) и нет воды – один снег кругом. Есть только одно зеленое дерево. Отгадайте про него загадку. И ты, Красная Шапочка, отгадывай.


Зимой и летом
Одним цветом.
(Ель)

Затем воспитатель идет с детьми по краю поляны, осматривая лес и животных, которые встречаются среди деревьев. Первым попадается заяц. Воспитатель говорит: «Красная Шапочка, ты говорила, что все спят в берлогах. Вовсе нет. Вот заяц-беляк, он не спит зимой, а бегает по лесу. Голодно ему – нет зеленой травки. Приходится ветки с кустов да кору с деревьев глодать. Не очень это вкусно, но что поделаешь – зима! И норы у него никакой нет, спит прямо в снегу под кустом или под елкой. Страшно ему, все время прислушивается, уши в разные стороны поворачивает – слушает разные шорохи. Ведь охотников поймать зайца зимой много – это и волки, и лисы. Но его хорошо спасает шерсть: она густая, ворс длинный – зайцу тепло. А еще она белая, как снег. Прыгнет заяц под елку в снег – его и не видно! Так и живет всю зиму».

Далее все подходят к картине, на которой изображены волки. Воспитатель аналогичным образом рассказывает про волков. Потом детям встречается белка. Последней рассматривается картина «Медвежья берлога». Воспитатель обращает внимание детей на лису (она, как и заяц, не спит зимой), на следы зайца, по которым она хочет его найти. Называет сороку – лесную птицу. В заключение обращает внимание ребят на большой бугор, из которого идет пар – это и есть берлога, в которой спит бурый медведь. Воспитатель, обращаясь к детям и кукле, рассказывает, как медведь устраивает берлогу: где-нибудь в чаще, в густом лесу, под вывороченным пнем, под упавшим деревом. Бугор получается потому, что на медведя падает много снега. Он укрывает зверя толстым слоем. Всю зиму медведь из берлоги не выходит, спит, ничего не ест, как другие звери.

Во время прогулки по лесу воспитатель не забывает поддерживать воображаемую ситуацию: сам совершает игровые действия (поднимает высоко ноги, нахлобучивает шапку, трет руки от холода, поднимает воротник пальто, отодвигает ветки) и предлагает их выполнять детям. Время от времени просит идти тихо, чтобы не спугнуть зайца, белку, держаться подальше от лис и волков, потому что они очень голодные. Не забывает обращаться к Красной Шапочке, например: «Красная Шапочка, ты говорила, что все спят в берлогах. Совсем нет. Только медведь спит в берлоге. Да еще еж спит где-нибудь под кустом. Его тоже не встретишь зимой». Или: «Красная Шапочка, ты правильно делаешь, что зимой не ходишь к бабушке. Летом волк может встретиться один, да к тому же и не такой голодный. А вот зимой волки живут стаей. Еды нет, они нападают на всех, кто бродит по лесу. Уже темнеет, нам надо скорей уходить».

В заключение воспитатель спрашивает у Красной Шапочки, зачем она взяла с собой корзинку. Оказывается, что она хотела собирать ягоды и грибы. Дети и воспитатель объясняют ей, что зимой в лесу ничего не растет, потому что холодно, земля вся в снегу, нет никаких грибов и ягод.

Уже придя в группу, воспитатель спрашивает у детей, в каком лесу они побывали. Уточняет, что это был сказочный лес, через какой Красная Шапочка летом ходит к бабушке. А настоящий лес за городом (деревней), до него надо ехать (идти). И там сейчас действительно холодно, все покрыто снегом, там живут лисы, а может быть, и волки. Детям одним в лес ходить нельзя.

После занятия Красная Шапочка уходит или ребята могут взять ее с собой на прогулку – ведь она тепло одета.

В конце недели, отпуская детей на выходные дни, воспитатель предлагает им вместе с родителями погулять в зимнем лесу, полюбоваться его красотой, выяснить, глубокий ли снег, кто и какие следы оставил на нем, не бродят ли там лисы, волки и зайцы, нет ли медвежьей берлоги.

Вторая неделя

Воспитатель обсуждает с детьми их семейные прогулки в лес, впечатления от увиденного. Назначает новых помощников для уголка природы, распределяет между детьми обязанности. Вместе с детьми наблюдает за всходами овса, делает новые посадки (в 3—4 коробочки).

Продолжаются наблюдения в уголке природы за попугаем.

Наблюдение 3. «Какой у попугая любимый корм?»

Цель. Учить детей с любовью относиться к крылатому обитателю уголка природы, помочь выяснить, какой корм он любит больше всего.

Воспитатель может по-разному организовать это наблюдение: предложить детям время от времени подходить к клетке, говорить попугаю хорошие слова и смотреть, какого корма становится все меньше. Можно дать такое поручение ребенку, который ухаживает за попугаем, чтобы он потом рассказал всем о своих наблюдениях. Если дети не будут справляться с задачей, воспитатель может сам наблюдать за птицей и затем рассказывать о том, что он заметил.

Наблюдение 4. «Как попугай ест зелень?»

Цель. Продолжать воспитывать у детей любовь к попугаю, желание видеть его всегда здоровым, дать представление о том, что в зимнее время животным, так же как и людям, не хватает витаминов, поэтому они могут болеть, зелень овса – это витаминный корм, который будет очень полезен птице.

Воспитатель ставит коробочку с зеленью овса в клетку, дети наблюдают за поведением птицы, комментируют его. Воспитатель рассказывает, что зимой всем не хватает витаминов и попугаю тоже. От этого организм становится слабым, возник


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: