1) человеческая рефлексия, т.е. способность к самоанализу и самооценке: справедливо я поступаю или нет, творю я добро или зло?
2) потребность проанализировать стихийно сложившиеся нравственные нормы, выразить их в форме понятий, суждений и сформулировать в качестве критериев праведной или неправедной жизни.
3) потребность осмыслить причины противоречия между должным и сущим, между идеалом, нормой и действительностью в сознании и поведении людей.
4) потребность нравственно обосновать справедливость существующего экономического уклада, социального неравенства и эксплуатации людей.
Итак, возникновение этики обусловлено причинами как гносеологического (познавательного), так и социального порядка.
Назвав этикутеориейморали, мы определили се суть и объект.
Предметэтики —система научных знаний о сущности, законах развития морали как общественного явления и формирование нравственной личности. Этика обращена к обществу в целом, видам социальных общностей и каждому человеку.
|
|
В развернутом виде предмет этики включает:
• выяснение сущности, структуры и содержания морали как духовно-практического явления;
• изучение закономерностей и тенденций возникновения, развития и функционирования морали с учетом конкретных исторических условий;
• анализ и обоснование моральных норм, принципов, ценностей общества;
• изучение и разработку путей и методов нравственного воспитания и разрешения нравственных проблем общества;
• изучение исторических этапов и особенностей развития морали и этических учений;
• анализ основных тенденций нравственного развития современного общества и возможностей воздействия на них;
• анализ взаимодействия морали с другими сферами общественной жизни и этики с другими областями знания;
• изучение специфики профессиональной морали и этики.
При определении этики как науки, ее предмета и круга решаемых задач приобретают важность ответы на вопросы:
1. Является ли она независимой наукой или разделом философии?
2. Как она соотносится с практикой, в том числе и с деловой?
3. Каков характер ее связи с другими отраслями знания?
С одной стороны, этика - относительно самостоятельная наука, у нее есть предмет, система закономерностей функционирования и развития, категориальный аппарат, а также основной вопрос - соотношение должного и сущего в нравственном поведении людей.