Этические нормы при исполнении служебных обязанностей предполагают специальные процедуры и методы контроля, которые зависят от многих обстоятельств и устанавливаются отдельно. Служебное поведение по определению контролируемо.
Рассматривая служебное поведение в контексте выявления желательных типов поведения чиновников, используя соответствующие методы стимулирования результативности их деятельности – экономические, материальные, социальные (поддержание престижа, статуса, удовлетворенности), можно формировать позитивную мотивацию служащих, а на этой основе регулировать и контролировать поведение чиновника в желательном для службы направлении.
В качестве средства регулирования служебного поведения служащих выступает внешний контроль (законы, правила, кодексы, регламенты, инструкции) и внутреннийконтроль (убеждения, ценности и нормы).
Мотивация –потребность, побуждающая человека действовать с определенной целью.
Потребность - внутренний аспект мотивации, а цель – ее внешний аспект. Не надо смешивать мотив и мотивацию поведения.
|
|
Мотивация –переживаемая причина поведения, психологическая причина. Наряду с нелогичными причинами существуют сознательные мотивы.
Есть4-е вида мотивационныхвыбора служебного поведения:
1) стремление к творческой самореализации (удовлетворение от работы и профессионального роста);
2) служебный долг (профессиональная деятельность основывается на реализации общественных и служебных интересов);
3) прагматическая ориентация (стремление обеспечить индивидуальный материально-денежный достаток);
4) карьерный интерес (работа ради продвижения по службе).
«Стиль поведения» - особо значим в понимании сути служебного поведения, отражает свойства черт личности служащего и уровень его компетентности, способности и воли оптимально использовать личностные черты для выполнения служебных задач, управленческой ситуации.
Стиль служебного поведения формируется на основе деловитости. Деловой подход позволяет противостоять консерватизму мышления и действия, активным и скрытым формам бюрократизма, формализма, технократизма, субъективистским и волюнтаристским порывам. Для овладения деловитостью необходима компетентность. Профессионально компетентный чиновник исполняет функции должности по сути, а не по форме, достигая результатов работы, не имитируя процесс служебной деятельности.