Занятие 4.1. Лекция № 9. Реформы ХIХ века в России

Учебные вопросы лекции:

1. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.

2. Крестьянский вопрос: этапы решения.

3. Реформы и реформаторы в России в ХIХ веке.

4. Политические преобразования 60-70-х гг. и контрреформы Александра III.

Литература:

-основная: (1) с. 225-290; (2) с. 311-324; (3) с. 163- 243.

-дополнительная: (7) с. 32-35; (11) с. 45-71; (12) с. 270-287.

1. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.

В Европе и Северной Америке ХIХ век- это век окончательного утверждения западного типа цивилизации в качестве техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация – это особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодавлеющая ценность. На основе техногенной цивилизации в ХIХ веке формируются индустриальные, в ХХ веке постиндустриальные общества.

Индустриальное общество – это общество, в котором машинная индустрия (техника и технология) занимают ведущее место, определяя его экономическое благополучие, военный потенциал, международный статус.

Определяющими чертами индустриального общества являются:

1. Быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний.

2. Следствием союза науки и техники являются промышленная, научная и научно-техническая революции, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства.

3. Пол мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека.

4. Распространение идеологии технократизма.

5. Внедрение на производстве корпоративного коллективизма.

В ХIХ в. происходит изменение в расстановке сил в Европе. Страны старого капитала – Англия и Франция, продолжают занимать лидирующее положение, уступая постепенно США. Крупный рывок на пути модернизации сделала в ХIХ в. Германия. В 1850-е годы были проведены реформы в сфере земельных отношений. Часть их была безвозмездно переданы крестьянству, а самые доходные – подлежали выкупу. Помещики сохранили за собой большую часть земли, создали крупные капиталистические хозяйства, в которых применялись машины, химические удобрения и другие новшества.

С этой точки зрения многие исследователи считали и считают Россию ХIХ в. страной «второго эшелона» развития капитализма.

2. Крестьянский вопрос: этапы решения.

Россия первой половины ХIХ в. являлась аграрной страной, 90% населения которой составляли крестьяне. Основной отраслью экономики было сельское хозяйство. Преимущественной земледельческой системой являлось сложившееся еще в средневековье трехполье: яровые – озимые – пар. Прирост продукции происходил преимущественно за счет расширения площади посевов, т.е. экстенсивным путем.

Всех крестьян дореформенной России можно разделить на 3 неравные по своей численности группы: помещичьи, государственные и удельные. Первая из данных категорий была самой многочисленной По форме феодальной эксплуатации помещичьи крестьяне делились на оброчных и барщинных. Численность оброчных была выше в наиболее развитых губерниях. Государственных крестьян насчитывалось до 19 млн. душ обоего пола.

Первые шаги в решении крестьянского вопроса сделаны в начале правления Александра 1. 20.02.1803 выходит указ о «вольных хлебопашцах». За 25 лет число свободных хлебопашцев пополнило только 47 тыс. крестьян. В годы правления Николая 1 крестьянская проблема была поставлена на повестку. Издается более 100 указов, ограничивающих власть помещиков над крестьянами

В 1837-1841 гг. Павлом Дмитриевичем Киселевым была проведена реформа управления государственными крестьянами. По его инициативе правительство приняло указ от 2.04.1842 об «обязанных крестьянах». Указ носил рекомендательный характер.

Одним из инициаторов отмены крепостного права стал Лев Алексеевич Перовский, в 1852-1856 гг. министр уделов.

Началом подготовки крестьянской реформы стало учреждение в январе 1857 секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Программа правительства первоначально предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян от помещиков при сохранении всей земли в собственности последних: предоставление крестьянам определенных наделов земли при условии отбывания ими барщины или уплаты оброка. В 1858 для подготовки реформы созданы губернские комитеты из представителей местного дворянства, в том же году секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Благодаря усилиям либерально настроенного чиновничества окончательный проект предусматривал освобождение крестьян за выкуп с обязательным наделением их землей. 19.02.1861 Александр II подписал Манифест об отменене крепостного права. В результате реформы 22,5 млн. помещичьих крестьян получили свободу, однако помещичье землевладение было сохранено. Сумма платежей за уменьшенные наделы значительно превышала рыночную стоимость. Около 3 млн. крестьян при освобождении совсем не получили земли, свыше 500 тыс. получили т.н. дарственные наделы (1/4 высшей нормы надела по положению). Весной 1861 по данным 3-го отделения, в стране произошло 1176 крестьянских волнений.

3. Реформы и реформаторы в России в ХIХ веке.

В ХIХ в. Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. И все же она приобретала новые черты. Необходимость модернизации становилась все более ощутимой. Отечественная война 1812 еще сильнее подтолкнула общественное мнение страны к пониманию необходимости преобразований. Контраст между состоянием победителей и успехами в общественном развитии западных стран был не в пользу России. К тому же победа далась ценой огромного напряжения народа, экономики. Прямым ее следствием в условиях господствовавших феодальных отношений стал финансовый кризис.

В большой степени элементы рыночных отношений в экономике России присутствовали в проектах М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова, разделявших многие идеи Адама Смита. М.М. Сперанский будущее экономического развития России связывал с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. Для стабилизации денежной системы в стране по его предложению был приостановлен выпуск бумажных денег и введен серебряный рубль. Большое значение придавалось регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности и своими политическими реформами всемерно укреплял самодержавие. Ликвидацию крепостного права он не считал первоочередной задачей.

Мордвинов видел выход из экономической отсталости России в ускорении развития капитализма, развитии частной собственности, конкуренции, развитии банковской системы, модификации таможенного тарифа, повышении регулирующей роли государства в экономике.

К сожалению ни один из этих проектов, имевших во многом буржуазную ориентацию, не был принят из-за сопротивления консервативных помещиков. Силы реформаторов в начале ХIХ в. были немногочисленны и разрознены.

4. Политические преобразования 60-70-х гг. и контрреформы Александра III

Реформы 60-70-х гг. стали важной вехой в истории России ХIХ века. Важнейшей реформой стала Крестьянская от 19.02.1861.

Вслед за крестьянской реформой в России проводятся преобразования в других сферах. К марту 1863 были подготовлены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденные Александром II 1-го января 1864. Городская реформа получила силу закона 16.06.1870.

Наиболее либеральной и завершенной по своему характеру являлась судебная реформа. 20-го ноября 1864 проекты судебных уставов были утверждены Александром II.

Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. вследствие военно-технической отсталости, усиление военной мощи европейских держав требовали коренной реорганизации военного дела в России. В 1864 началась реорганизация системы военного управления. 1.01.1874 был утвержден «Устав о воинской повинности», предусматривающий распространение воинской повинности на все мужское население, без различия сословий. Военные реформы 60-70-х гг. сыграли существенную роль в повышении боеспособности русской армии.

Значительные либеральные преобразования были проведены в сфере просвещения. Университеты получали широкую автономию, был введен принцип формального равенства в среднем образовании, расширена сеть начальных народных училищ, значительно смягчился цензурный контроль за издательской деятельностью.

Несмотря на все огромное положительное значение реформ 60-70-х гг. ХIХ в., они носили непоследовательный и незавершенный характер, став отражением двух тенденций в политике эпохи Александра II – реформаторской и консервативной. Многие преобразования носили опережающий характер – предстоял сложный этап адаптации новых институтов к реальным условиям действительности.

Александр III (1881-1894) после трагической гибели отца повел наступление на многие политические и другие права. В 1881 году вышел документ под названием «Манифест о незыблемости самодержавия».

В 1881 принимается Положение о мерах безопасности, дающее право введения чрезвычайного положения в стране, запрещение собраний, высылку неугодных. В 1882 утверждаются Временные правила о печати, вводившие жесткую цензуру. С 1884, с введением Нового университетского Устава, ликвидируется автономия вузов. С 1890 Новое положение о губернских и уездных земских учреждениях ограничивает их функции. В 1892 Новое городовое положение укрепило роль дворян и буржуазии в городских думах. Верховная власть фактически утратила инициативу в реформировании страны.

Вместе с тем, во внутренней политике Александра III прослеживались не только реакционные, но и прогрессивные тенденции, в том числе и по крестьянскому и рабочему вопросам. Он сохранил земства и городские самоуправления, систему судопроизводства, продолжил демократизацию офицерского корпуса.

Во внешней политике Александр III завершил присоединение к России Средней Азии. Особенностями положения Казахстана и Средней Азии стала их номинальная независимость. Оставалось местное самоуправление в Хивинском и Бухарском ханствах, остальные территории разделялись на генерал-губернаторства с царской администрацией.

 

 

Занятие 4.2. Лекция № 10. Русская культура в ХIХ веке и ее вклад в мировую культуру.

Учебные вопросы лекции:

1. Система просвещения в России Х1Х века.

2. Наука и техника.

3. Литература и искусство.

4. Общие достижения и противоречия.

Литература:

-основная: (1) с. 225-290; (2) с. 581-616.

-дополнительная: (7) с. 23-32; (11) с. 45-71; (12) с. 291-292.

1. Система просвещения в России ХIХ века.

Х1Х век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. В начале ХIХ в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное в 1802 г. Государственные учреждения, созданные при Александре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготовки которых учреждается ряд новых университетов (Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, С.-Петербургский), образцовых средних учебных заведений – лицеев (наиболее известный – Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Характерными чертами российского образования этого периода становится замкнутая сословная система под жестким правительственным контролем, а программы включали в себя религиозное содержание и верноподданнические принципы.

Во второй половине ХIХ в. начинает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн. человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась безграмотной.

Государственная политика по отношению к просвещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распространялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. В периоды реакции и ужесточения внутренней политики (эпоха Николая I – 30 – начало 50-х гг. Александра III – 80-90-е гг.) усиливался государственный контроль за образованием, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничивалась их внутренняя автономия.

2. Наука и техника.

Развитие науки в первой половине ХIХ века имело свои особенности, состоявшие в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструировал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым; глубокие исследования в сфере психологии и высшей нервной деятельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. огромный шаг вперед был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с общим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие историки Х1Х в., как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский создали фундаментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.

3. Литература и искусство.

ХIХ век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентиментализма новым течением – романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних творениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Во второй четверти ХIХ в. в русской словесности утверждается реализм – стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были гениальный поэт, прозаик, драматург и публицист – А.С. Пушкин, перу которого принадлежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург – Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспощадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. – «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины Х1Х в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины -второй половины ХIХ в. – И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого – стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущности бытия. Этот психологизм был вызван той напряженностью в обществе, которая была характерна для второй половины Х1Х столетия.

ХIХ век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На страницах газет и журналов велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких изданиях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Современник» А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова, а затем Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасова и др. особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. в 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

Смена стилей и направлений происходила в начале ХIХ в. и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика вытесняется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюлова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Наиболее значимыми явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие мастера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции; история России, проблемы современной действительности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры.

В архитектуре первой половины ХIХ в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архите6ктурные ансамбли, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. В этот период были построены ансамбль Дворцовой площади, Исаакиевский собор, здание Сената и Синода и т.д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факторы. Это, во-первых, достижения промышленного прогресса, приведшие к появлению нового типа зданий, во-вторых, проявляется стремление к стилизации «под старину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. в конце ХIХ в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Наиболее активно русская музыкальная культура развивается во второй половине ХIХ в. огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» - М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для творцов объединения характерно создание крупных музыкальных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами.

4. Общие достижения и противоречия.

. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике, сблизившим Россию и Европу: появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество. Русская культура второй половины ХIХ века испытывала на себе огромное влияние реформ 60-70-х гг. с падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда – носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития.

Величайшие достижения русской культуры ХIХ века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.

 

Литература по курсу:

основная

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца ХХ века. Учебное пособие. М., 2005.

2. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. М., 2006.

3. Зуев М.Н., Чернобаев А.А. История России: Учебник для вузов. М., 2007.

4. Курс отечественной истории IX-XX веков./Под ред. Ольштынского Л.И. М., 2004.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. М., 2008.

6. Отечественная история/ под ред. Р.В. Дегтяревой и С.Н. Полторака. М., 2004.

7. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск., 2006.

дополнительная

8. Буганов В.П. Петр Великий и его время. М.. 1989.

9. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли Х1Х и ХХ веков. М., 1997.

10. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. М., 1989.

11. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

12. Вернадский Г.В. Замечания о юридической природе крепостного права// Родина. 1993, №3.

13. История Отечества. Энциклопедический словарь. М., 1999.

14. История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. Составитель С.А. Кислицын.- Ростов н/Д.,2001.

15. История России: экзаменационные ответы. Под ред. П.С. Самыгина. Ростов н/Д., 2002.

16. Коломийцев В.Ф. Методология истории. М., 2000.

17. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформистская альтернатива. М., 1991.

18. Милюков П.Н. Воспоминания Т.1, 2. М., 1991.

19. Островский А.В. Универсальный справочник по истории России. СПб., 2000.

20. Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. Хроника событий 862-1917 гг. М., 1994.

21. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. /Репринтное издание 1917 года/. Петрозаводск., 1997.

22. Платонов С.Ф. Русская цивилизация. М., 1992.

23. Поляков Ю.А. Историческая наука: люди и проблемы. Статьи. М., 1999.

24. Рамбо Альфред. История древней и новой России. Смоленск., 2000.

25. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1993.

26. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.

27. Скрынников Р.П. Иван Грозный и его время. М., 1991.

28. Скрынников Р.П. Борис Годунов. М.,1992.

29. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. М., 1994.

30. Юшко А.А. Московская земля 1Х-Х1У вв. М., 1991.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: