(Лебедев В. И., 1989)
Время исследования | Гагарин | Титов | Николаев | Попович | Быковский | Терешкова |
4 часа до старта | ||||||
5-минутная готовность | ||||||
Старт |
По данным А.И.Киколова (1967), за 30—40 мин до начала работы у железнодорожных диспетчеров максимальное артериальное давление крови повышается до 150 мм рт. ст. и держится на таком уровне в течение всей смены...
А.И.Киколов в своих исследованиях установил, что за 30 мин до работы у диспетчеров аэропорта уровень сахара в крови повышается до 100—180 мг. Такое повышение уровня сахара в крови в литературе оценивается как предстартовое стрессовое состояние. Этот уровень сахара держится у диспетчеров до конца рабочей смены. Аналогичные изменения имеются и у железнодорожных диспетчеров (Горбов, Лебедев, 1975).
Возникновение предрабочих состояний помимо условно-рефлекторных механизмов обусловлено и психической регуляцией, связанной с мотивационными и волевыми процессами, с предварительными командами и инструкциями. Французский психолог Ле Ни (Le Ny, 1956) назвал функциональное состояние, создаваемое словесной инструкцией о предстоящей деятельности, «латентным возбуждением реактивной системы». Н.И. Чуприкова (1967) считает, что предпусковые сдвиги возбудимости являются чрезвычайно важным, если не решающим, звеном в осуществлении реакции по предварительной инструкции. При этом на основании данных Е.И. Осьмаковой она делает предположение, что у детей младшего возраста предпусковое повышение возбудимости выражено меньше, чем у взрослых. Эмоциональное возбуждение, связанное с настроем человека на предстоящее событие, наиболее тщательно изучено психологами и физиологами на примере предстартовых и стартовых состояний спортсменов. Однако очевидно, что эти состояния имеют место не только при спортивной деятельности, но и у артистов перед выступлениями, у учащихся — перед экзаменами, у воинов — перед боем и т. д.
|
|
Время старта
Рис. 3.3 Динамика предстартового эмоционального возбуждения.
БГ — боевая готовность, ПСЛ — предстартовая лихорадка, ПСА — предстартовая апатия
А.Ц. Пуни (1959) разделил предстартовые состояния по уровню активации (эмоционального возбуждения) на три вида: состояние лихорадки, боевого возбуждения и апатии (рис. 3.3).