Регулярности их использования

Опыта специалиста,

Психологических особенностей человека, на которого оказывается воздействие,

4. от того, верит ли сам человек в их эффектив­ность.

Важно учитывать перед любым регулирующим воздействием, в ка­ком состоянии находится человек или его отдельная функциональная система. Иначе оказываемое воздействие может привести к обратно­му (извращенному) эффекту. Подобное мне приходилось наблюдать как в практике работы психологов, так и в лабораторных эксперимен­тах. Например, было выявлено, что во многих случаях при попытке человека расслабить мышцы, находившиеся в состоянии физиологи­ческого покоя, возникало не уменьшение тонуса мышц, а его увеличе­ние. В другом случае я наблюдал у двух спортсменок, что результатом воздействия на них аутогенной тренировки было не улучшение само­чувствия, ощущение комфорта, теплоты, а обратные изменения (спорт­сменки сказали, что «сегодня мы замерзли»). Именно у этих спорт­сменок было выявлено, что перед сеансом психолога они находились в парадоксальной стадии парабиоза, т. е. в стадии, когда наблюдаются извращенные реакции на стимулы. Наконец, в лабораторном экспе­рименте по повышению скорости моторного реагирования на сигнал путем растяжения мышц в ряде случаев было выявлено не укороче­ние времени реакции, а ее повышение, и причиной этого являлось то, что в исходном состоянии возбудимость двигательной системы была уже на максимальном уровне, т. е. не нуждалась в дополнительном стимулировании.

К сожалению, при групповом методе регуляции состояний фактор исходного функционального уровня каждого члена группы не прини­мается во внимание.

Успешной, а главное — адекватной, регуляции состояний (особен­но функциональных) способствует обратная связь, сообщающая об изменении физиологических и психологических параметров челове­ка в процессе регуляции.

Классификации методов регуляции состояний

Г.Ш. Габдреева (1981) делит методы регуляции на две группы: пря­мой регуляции (фармакологические средства, библиотерапия, музы­ка) и опосредованного влияния (трудотерапия, имитационные игры и внушение). Правда, Габдреева предлагает использовать имитацион­ные игры для изменения личностных качеств человека (например, застенчивости), а это уже из другой оперы.

Иной подход к классификации методов управления состоянием имеется у Л.Г. Дикой и Л.П. Гримака (1983): все управляющие воз­действия дифференцируются в зависимости от того, какими регулирующими и активирующими системами они реализуются: специ­фическими, неспецифическими, когнитивно-мотивационными и др. Благодаря процессам специфической и неспецифической активации в основном происходит бессознательная, непроизвольная, а с помо­щью процессов волевой регуляции — сознательная регуляция состо­яний.

Изард (2000) выделяет три метода устранения нежелательного эмоционального состояния:

1) регуляция посредством другой эмоции;

2) когнитивная регуляция;

Моторная регуляция.

Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, на­правленные на активацию другой эмоции, противоположной той, ко­торую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелатель­ной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека инте­рес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности, как канала раз­рядки возникшего эмоционального напряжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: