Основные формы проявления психики человека

 
 


ПРОЦЕССЫ СОСТОЯНИЯ СВОЙСТВА
(динамичны) (статичные моменты (устойчивые психические
  проявления психики) особенности личности,
Познавательные Эмоционально- волевые   которые закреплены и проявляются в ее структуре)
-ощущения -эмоции -устойчивый интерес -направленность
-восприятие -чувства -творческий подъем (мотивы, интересы,
-память -воля -убежденность мировоззрение и т.д.)
-мышление   -сомнение -темперамент
-воображение   -апатия -характер
-внимание   -угнетенность -способности
-речь   др.  

Этапы развития психики

А) в филогенезе – историческое развитие психики (эволюция психики).

Б) в онтогенезе – процесс развития индивидуального организма (развитие психики человека от зачатия до смерти).


СТАДИИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ Высокоразвитая ЦНС. Сознание. Пример: Человек.
Наивысший уровень. ЦНС (головной и спинной мозг). Зачатки наглядно- действенного мышления. Способность к установлению причинно-следственных связей; исследовательских форм поведения. Условные рефлексы. Пример: обезьяны, собаки, кошки.
  Высший уровень. Усложненная трубчатая НС. Элементарные формы мышления. Образная память. Способность к научению. Пример: птицы, некоторые млекопитающие.
  Низший уровень Трубчатая НС. Появляется восприятие. Двигательная память. Преобладают инстинктивные формы поведения. Пример: рыбы, пауки, насекомые
СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ
Высший уровень. Ганглиевая НС (цепочная и узловая). Ощущения. Элементарные условные рефлексы. Наличие «памяти». Пример: кольчатые черви.
Низший уровень. Диффузная НС. Развита раздражительность. Примитивные элементы чувствительности. Способность к ощущениям. Пример: амеба, инфузория туфелька.

7


СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

План:

1. Понятие «Сознание».

2. Психологические характеристики Сознания.

3. Структура Сознания.

4. Функции Сознания

 

Сознание – высшая форма психического отражения объективнойдействительности (окружающего мира), обусловливающая формирование учеловека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Часто под сознанием понимают заключенные в психике человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.

Многие ученые считают, что Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку, а животные сознанием не обладают. Ряд исследователей предполагает, что животные тоже обладают сознанием. Этот вопрос остается открытым и по сей день.

Уровень развития сознания человека зависит от накопленных знаний, выработанного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и самому себе.

Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах.

Человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (в процессе онтогенеза).

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: