Согласно З. Фрейду, психика человека (структура личности) состоит из трех пластов:
1. Самый нижний и самый мощный слой – «Оно» (Id) находится за пределами сознания – бессознательное. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения, инстинкты и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Этот слой представляет собой вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия. Это неосознаваемая часть личностного «Я», выступающая импульсивным источником влечений и действий. Ученый говорит о двух больших группах инстинктов:
· инстинкты жизни (включают в себя голод, жажду, секс и направлены на самосохранение человека); та форма, в которой они проявляются, получила название либидо / ‘libido’ (энергия влечения к жизни);
· инстинкты смерти / ‘ mortido’, который может проявляться в виде агрессивного влечения; это разрушительные силы, которые могут
быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия).
|
|
2. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного – это «Я» (Ego) человека – центральная инстанция саморегуляции человека; контролирует поведение человека, уравновешивая импульсы с требованиями социального окружения, осуществляет рациональный анализ ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду.
3. Верхний пласт человеческого духа – «Сверх-Я» (Super Ego) – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий или намерений с точки зрения допустимости их с учетом общественных норм, правил, ценностей и идеалов – это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Представляет собой усвоенную через родителей или ближайших взрослых шкалу ценностей. З. Фрейд описал три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
План:
1. Направленность личности: психологический анализ.
2. Потребности человека. Виды потребностей.
3. Мотивы личности.
Понятие «мотив», «мотивация».
Классификация мотивов поведения и деятельности.