1. — Является ли текстом сделанная запись? Почему? Что такое текст?
2. Повторение сведений о типах речи.
Учитель напоминает учащимся, что в зависимости от содер-жания высказывания наша речь может быть повествованием, описанием или рассуждением. Если мы хотим последователь-но передать действия, то создаём повествование; в описании мы перечисляем признаки чего-либо, а если хотим разобраться в причинах, то строим рассуждение.
Учитель может сопроводить рассказ построением простой схемы:
повествование | описание | рассуждение |
Ї | Ї | Ї |
Что происходит | Каков предмет, | Почему так |
сначала, потом? | что его отличает? | происходит? |
3. Выразительное чтение и анализ текстов, определение их принадлежности к конкретному типу речи.
I. В дверях показался коренастый, маленького роста, чернявый матрос с медною серьгою в ухе. На вид ему было лет пятьдесят. За-стёгнутый в мундир, высокий воротник которого резал его красно-бу-рую шею, он казался неуклюжим и весьма неказистым. Густые взъе-рошенные брови придавали его лицу несколько сердитый вид. (Какой матрос?)
|
|
II. Федос Чижик пользовался большим авторитетом и в своей роте,
и на судах, на которых плавал. Все знали его как человека правиль-ного, вдобавок с умом и не раз доказавшего и знание дела, и отвагу. (Почему он пользовался авторитетом?)
III. Был уже пятый час, когда Федос простился с хозяевами
и вышел на улицу. Сделав необходимые покупки, он пошёл на Пе-тровскую пристань, встретил там среди гребцов на шлюпках зна-комых, поговорил с ними, узнал, что его судно находится теперь в Ревеле, и в седьмом часу вечера направился домой. (Что делал
Чижик после того, как вышел из гостей?) (По К. Станюковичу)
4. Работа с текстом повествовательного типа: выделение гла-голов-сказуемых, передающих совершаемые героем действия,
и подбор наречий, которые помогают подчеркнуть последова-тельность происходящего: (сначала) простился 1 → (потом) вышел 2 на улицу → (затем) сделал покупки 3→ (дальше) пошёл 4 на пристань → (через некоторое время) встретил 5 гребцов → (после этого) поговорил 6→ (наконец) направился 7
домой. — В течение какого времени развивается действие? Ка-кими словами в тексте это показано? Сколько действий смени-лось? Можно ли запечатлеть происходящее на одной фотогра-фии или нужно сделать несколько кадров?