II. Работа по теме урока: систематизация сведений о типах речи, анализ повествования

 

1. — Является ли текстом сделанная запись? Почему? Что такое текст?

2. Повторение сведений о типах речи.

 

Учитель напоминает учащимся, что в зависимости от содер-жания высказывания наша речь может быть повествованием, описанием или рассуждением. Если мы хотим последователь-но передать действия, то создаём повествование; в описании мы перечисляем признаки чего-либо, а если хотим разобраться в причинах, то строим рассуждение.

 

Учитель может сопроводить рассказ построением простой схемы:

 


повествование описание рассуждение
Ї Ї Ї
Что происходит Каков предмет, Почему так
сначала, потом? что его отличает? происходит?

 

3. Выразительное чтение и анализ текстов, определение их принадлежности к конкретному типу речи.

 

I. В дверях показался коренастый, маленького роста, чернявый матрос с медною серьгою в ухе. На вид ему было лет пятьдесят. За-стёгнутый в мундир, высокий воротник которого резал его красно-бу-рую шею, он казался неуклюжим и весьма неказистым. Густые взъе-рошенные брови придавали его лицу несколько сердитый вид. (Какой матрос?)

 

II. Федос Чижик пользовался большим авторитетом и в своей роте,

 

и на судах, на которых плавал. Все знали его как человека правиль-ного, вдобавок с умом и не раз доказавшего и знание дела, и отвагу. (Почему он пользовался авторитетом?)

 

III. Был уже пятый час, когда Федос простился с хозяевами

 

и вышел на улицу. Сделав необходимые покупки, он пошёл на Пе-тровскую пристань, встретил там среди гребцов на шлюпках зна-комых, поговорил с ними, узнал, что его судно находится теперь в Ревеле, и в седьмом часу вечера направился домой. (Что делал

Чижик после того, как вышел из гостей?) (По К. Станюковичу)

 

4. Работа с текстом повествовательного типа: выделение гла-голов-сказуемых, передающих совершаемые героем действия,

 

и подбор наречий, которые помогают подчеркнуть последова-тельность происходящего: (сначала) простился 1(потом) вышел 2 на улицу(затем) сделал покупки 3(дальше) пошёл 4 на пристань(через некоторое время) встретил 5 гребцов(после этого) поговорил 6(наконец) направился 7

 

домой. — В течение какого времени развивается действие? Ка-кими словами в тексте это показано? Сколько действий смени-лось? Можно ли запечатлеть происходящее на одной фотогра-фии или нужно сделать несколько кадров?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: