Учитель предлагает учащимся словари, которые есть в учеб-ном кабинете, либо готовит материал в электронном виде. Ос-новная задача — проанализировать структуру словарной ста-тьи, познакомить с понятием «синонимический ряд», выявить, какое слово в статье помещено первым и почему, сравнить со статьёй толкового словаря. Ниже представлена статья из словаря синонимов, составленного под редакцией А. П. Евгень-евой.
Несправедливый (основанный на неправильном, пристрастномотношении к кому-, чему-л.). Несправедливое подозрение. Несправед-ливая оценка. Незаслуженный (полученный или данный, сделанный и т. п. не по заслугам, вопреки справедливости). Напрасный (совер-шенно необоснованный). Напрасное обвинение. — Антонимы: спра-ведливый, заслуженный, законный.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание. Упр. 363.
Урок 89. Синонимы (продолжение) (§ 67)
Цели урока: закрепить представление учащихся о синонимах,их смысловых и стилистических различиях, роли в речи; развивать уме-ние пользоваться словарём синонимов, определять общее лексическое значение синонимов, подбирать синонимы к словам, определять смысло-вые и стилистические различия слов-синонимов, преодолевать неоправ-данное употребление одних и тех же слов с помощью подбора синонимов.
|
|
Личностные УУД. Осознание значимости учебной деятельности.Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регу-лятивные УУД. Целеполагание. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного пособия,сообщений учителя и словарей. Синтез знаний. Установление анало-гий. Коммуникативные УУД. Постановка вопросов. Умение работать
в паре, оценка действий партнёра.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка. «Отгадай-ка».
Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран, На море я гроза для шхун, а называюсь я... (тайфун).
Я — синоним луны и омоним двенадцатой части года... (месяц).
— Какие известные вам лексические понятия используются
в создании этих загадок?
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы на понимание:
— Являются ли синонимами пары прилагательных из до-машнего упражнения?
— Почему их нельзя использовать с каждым из существи-тельных?