Формулируется задача: выявить, как образуются видовые пары. Полученные в результате выполнения упражнений све-дения должны быть суммированы, например, в форме таблицы. Работа выполняется под руководством учителя.
1. Упр. 641, 643. В 1-й столбик записываются глаголы несо-вершенного вида, во 2-й — совершенного. Выделяются суффик-сы. Работа сопровождается орфоэпическим тренингом (глаголы ставятся в разные формы).
2. При выполнении упр. 642 к первой группе учитель при-бавляет приставки за-, по-. В таблицу видовые пары заносятся
в неопределённой форме.
-ну- | шагать — шагнуть | ||
Суффиксы | -а- | объединить — объединять | |
-ива- | прогуляться — прогуливаться | ||
-ва- | сдать — сдавать | ||
Приставки | про-, вы-, за-, | нести — пронести / вынести / за- | |
по- и др. | нести / понести | ||
IV. Закрепление изученного материала.
1. Упр. 644. Если вы хотите передать стремительность про-исходящего, глаголами какого вида вы воспользуетесь?
2. «Кто больше?» От глаголов читать и писать образуйте родственные глаголы совершенного вида (всеми возможными способами).
3*. Мини-конкурс по группам: учащиеся должны подобрать пары глаголов, вид которых различается суффиксами (учитель даёт образцы):
1) - а- — -и -: прощать — простить; 2) -а- — -е-: сгорать — сго-реть.
V. Подведение итогов урока. Устное сообщение на лингви-стическую тему по итогам проведённого исследования.
VI. Домашнее задание. Упр. 645.
Урок 168. Буквы е — и в корнях с чередованием (§ 112)
Цели урока: научить правильно писать слова с чередованием е — и в корнях (орф. № 24); сформировать устойчивое представлениеоб условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора.
Личностные УУД. Мотивация. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Осознание качества и уровня усвоения материала. Познаватель-ные УУД. Извлечение и переработка информации. Распознавание объек-тов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка. Как надо прочитать глаголы:
разрезать, засыпать? (Они представляют собой видовые пары:
разрезать — разрезать; засыпать — засыпать). У какого изэтих глаголов есть омоним? Какая у него видовая пара? (Засы-пать — заснуть.)