III. Работа по теме урока. Формулируется задача: выявить, как образуются видовые пары

 

Формулируется задача: выявить, как образуются видовые пары. Полученные в результате выполнения упражнений све-дения должны быть суммированы, например, в форме таблицы. Работа выполняется под руководством учителя.

 

1. Упр. 641, 643. В 1-й столбик записываются глаголы несо-вершенного вида, во 2-й — совершенного. Выделяются суффик-сы. Работа сопровождается орфоэпическим тренингом (глаголы ставятся в разные формы).

 

2. При выполнении упр. 642 к первой группе учитель при-бавляет приставки за-, по-. В таблицу видовые пары заносятся

 

в неопределённой форме.

 

  -ну- шагать — шагнуть  
       
Суффиксы -а- объединить — объединять  
     
-ива- прогуляться — прогуливаться  
   
       
  -ва- сдать — сдавать  
       
Приставки про-, вы-, за-, нести — пронести / вынести / за-  
  по- и др. нести / понести  
       

 

IV. Закрепление изученного материала.

 

1. Упр. 644. Если вы хотите передать стремительность про-исходящего, глаголами какого вида вы воспользуетесь?

 

2. «Кто больше?» От глаголов читать и писать образуйте родственные глаголы совершенного вида (всеми возможными способами).

 

3*. Мини-конкурс по группам: учащиеся должны подобрать пары глаголов, вид которых различается суффиксами (учитель даёт образцы):

 

1) - а- — -и -: прощать — простить; 2) -а- — -е-: сгорать — сго-реть.

 

V. Подведение итогов урока. Устное сообщение на лингви-стическую тему по итогам проведённого исследования.

 

VI. Домашнее задание. Упр. 645.

 

Урок 168. Буквы еи в корнях с чередованием (§ 112)

 

Цели урока: научить правильно писать слова с чередованием е — и в корнях (орф. № 24); сформировать устойчивое представлениеоб условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора.

 

Личностные УУД. Мотивация. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Осознание качества и уровня усвоения материала. Познаватель-ные УУД. Извлечение и переработка информации. Распознавание объек-тов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.


Х о д у р о к а

I. Лингвистическая разминка. Как надо прочитать глаголы:

разрезать, засыпать? (Они представляют собой видовые пары:

разрезать — разрезать; засыпать — засыпать). У какого изэтих глаголов есть омоним? Какая у него видовая пара? (Засы-пать — заснуть.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: