Псалом 50-й — по Часослову

Но евангелии либо стихере псаломщик утрени чтет Помилуй мя Боже. (На службах без евангелия и полиелеоса чтется после седальна по кафизме).

ПО 50-М ПСАЛМЕ И СТИХЕРА

На воскресной службе — помещены в Октае 1-м гласе

Ведущий лик поет — Слава. «Молитв ради апостол Милостиве очисти множество согрешении наших». Второй лик — И ныне. «Молитв ради Богородицы Милостиве..,». Ведущий — «Помилуй нас Боже по велицей милости Твоей, по многим щедротам твоим (о) очисти беззакония моя, Боже Спасе мой», — роспевы в Обиходе.

Второй лик поет «стихеру по 50-м псалме» — «Воскрес Исус от гроба, якоже прорече. И дарова нам живот вечныи, мир и велию милость» (б гл).

Ведущий лик — Господи помилуй, 12, Поются как между литией и стиховной, с «переходом» на 7-м, «подъемом» на 10-м.

На праздничной службе — по минее

Сходно с описанием воскресной. Во все праздники и явления Богородицы Слава — Молитв ради Богородицы... И ныне — то же. Святым Слава — Молитв ради (по чину — апостола, страстотерпца, преподобнаго, Предотечи, святителя...) Милостиве... И ныне — Молитв ради Богородицы.

В великие господские праздники вместо «Молитв ради» поется Слава — «Всяческая днесь радости исполнишася...» И ныне — то же с другим окончанием. Текст в Псалтыри в избранных псалмах, роспев в Обиходе в величаниях (глас 1-й).

Далее — «Помилуй нас Боже...». Стихеру по 50-м псалме поет второй лик по Минее или распевом в некоторых общинах на сходе. Ведущий — 12...

КАНОНЫ

После Господи помилуй (на службах без евангелия и полиелеоса после Помилуй мя Боже) наставник молитву Исусову. Головщик ведущего лика — Аминь. Канонарх сказывает ирмос 1-й песни — поет ведущий лик (начинает все нечетные песни). Если по Уставу ирмос 2-жды, сказывает 2-й раз — поет 2-й лик (а начинает он нечетные песни).
Канонархи обоих клиросов благословляются и чтут тропари канонов. После И ныне (2-й) канонарх сказывает ирмос — катавасию. Читает последний тропарь, а лики, выйдя на сход, поют катавасию. Затем ирмос 3-й песни и далее как 1-ю песнь[1].

По 3-й песни по катавасии второй лик поет Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Чтутся седальны, указанные Уставом. Перед чтением последнего канонарх сказывает ирмос 4-й песни. По 6-й песни по катавасии ведущий лик поет Господи помилуй 3-жды. Слава, И ныне. Чтется кондак и икос по Уставу.

Если затем настоятель изволит быть поучению (в Прологе), то перед кондаком сказывается «глас», концы кондака и икоса поет ведущий лик.

По икосе либо поучении 7-я песнь канонов. На 8-й песни вместо Славы на утрене всегда запев: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа». После И ныне сказывается «Хвалим благословим», перед катавасией поем: «Хвалим, благословим, кланяемся Господеви, поем и превозносим Его во веки» на глас катавасии. По катавасии поклон. Затем поется песнь Богородицы - Величит душа моя Господа с припевом Честнейшую херувим... {6 стихов по Часослову с поклонами в пояс, последний — земной). Далее 9-я песнь канона.

По 9-й катавасии поется Достойно есть — поклон земной. Затем второй лик — Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Достойно не поется только тогда, когда по Уставу не поется и Величит душа моя. В этом случае ирмосы 9-й песни поются с поклонами, а вместо Достойно бывает задостойник с земным поклоном.

На воскресной службе — каноны в Октае и минее.

Бывает всего «на 14» — в каждой песни ирмос воскресного канона, 1-жды и 13 тропарей с запевами, в зависимости от числа канонов в минее по Уставу в следующих вариантах: Октай 9, Минея 4; Октай 7, Минея 6; Октай 5, Минея 8; Октай 3, Минея 10. Ирмосы всех канонов пропускаются. Завершается песнь «недельной» катавасией в зависимости от периода года (каждая песнь — своим ирмосом). Устав о катавасиях в Календаре за 1990 год. По 3-й и по б-й песни, на 8-й песни, Честнейшую и Достойно по указанию выше.

Когда в Минее на 4, чтутся все три канона в Октае: воскресный ирмос поем 1-жды, два тропаря с запевом. «Слава, Господи воскресению Твоему» и богородичен с запевом: «Пресвятая госпоже Богородице, спаси нас»; крестовоскресный и Богородице вместе тропари на 6, ирмосы пропускаются, со своими запевами. При недостатке тропарей Богородице повторяется, а в 6-м гласе — объединяются «под главу». Далее в Минее: два тропаря с запевом святому, Слава, И ныне. Катавасия.

В Октайных канонах вместо богородичнов встречаются троичны, которые чтутся с запевом: «Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе».

Когда в Минее на 8, в Октае крестовоскресный канон, пропускается, чтется воскресный и два тропаря Богородице. В Минее обычно два канона — в 1-м три тропаря святому, 4-й обычно Богородице; во 2-м два с запевом. Слава. И ныне. Катавасия.

Когда в Минее нам 10, в Октае один воскресныи канон, прочие пропускаются. В Минее два канона, на 4 и на 6.
На праздничной службе — по минее

В двунадесятые праздники, которым два канона, поются ирмосы обоих канонов. Катавасия также бывает ирмосы обоих канонов, поем их по клиросам (начинает лик, запевавший песнь). В этом случае:

В 1-м каноне поется ирмос 2-жды и канонарх читает с праздничным запевом (на 6) тропари. После 6-го запева делает задержку, а второй канонарх сказывает ирмос 2-го канона. Его ирмосы таже поем 2-жды, тропари чтутся 4 с запевом. Слава. И ныне. После И ныне 1-й канонарх сказывает опять свой ирмос, а по его пропетии 2-й канонарх свой. Затем следует ирмос и прочее следующей песни.

По 3-й и 6-й песнях как указано наряду. На 8-й песни Хвалим благословим поется к 2-й катавасии.

На 9-й песни (Честнейшую не поем) припевы праздничные по Обиходу (текст — в Псалтыри) вместо запевов к тропарям канонов, а также к ирмосам и катавасиям (если праздничные). Славы И ныне — нет. Под ирмосы и катавасии припев прежде сказывает канонарх, к тропарям лики поют без сказывания. Обычно этот Устав подробно описан наряду.

В прочие праздники ирмос поется 1-го канона, тропари чтутся всех канонов на 12 (ирмос - 2-жды). Ирмосы других канонов не поются, катавасия по Уставу (один ирмос). По 3-й и 6-й песнях наряду.

Если нет наряду указания, не указан задостойник, Честнейшую и Достойно поется.

Святым 1-й канон Богородице в субботу заменяется на канон храмовому празднику — господскому или Богородице.

КАЖДЕНИЕ

На 9-й песни канона совершается каждение, порядок согласно вечерне. По одному молящихся и певцов не кадят.

СВЯТ ГОСПОДЬ БОГ НАШ

На воскресной службе — по Октаю (в 1-м гласе).

По каноне по Достойно и Господи помилуй, 3-жды, Слава И ныне.

Канонарх, благословившись, держа Октай в руках, на средине солеи возглашает: «Глас (Октая). Свят Господь Бог наш». «Яко свят Господь Бог наш». «Надо всеми людьми Бог наш». Лики поют Свят Господь Бог наш 3-жды как конец тропаря на'глас. Далее светилен.

На праздничной службе этого не бывает (кроме Цветоносия).

СВЕТИЛЕН

На воскресной службе — по Октаю (и минее).
В Октае писан в конце книги после соответствующего евангелия. Читается канонархом 2-жды, Слава И ныне богородичен его.

Если есть светильны и в Минее, то по Уставу.

На праздничной службе — по минее.

Чтется после Господи помилуй... — «трижды» — то есть 2-жды, Слава, И ныне — тот же. А святым Слава, И ныне богородичен наряду (святым до Славы также 2-жды).

Роспевы праздничных и воскресных светильное есть в Обиходе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: