Подвижная игра «Пищевые цепочки»

Задания по дисциплине

«Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста»

ППДО, 2 курс, озо

Контрольная работа: тест по лекциям и самостоятельно проработанному материалу.

Зачет: выполнение ниже предложенных заданий + их демонстрация на практических работах в летнюю сессию.

 

1. Познакомиться с материалом лекции №1 Н.А. Рыжовой «Содержание экологического образования дошкольников», №2 «Экологическое образование: смена стереотипов». Сделать краткий конспект лекций.

 

2. История развития экологического образования детей дошкольного возраста

Заполнить таблицу по материалам Приложения №1.

Педагог Основные педагогические идеи в области ЭО Программа ознакомления с природой Методы/ Формы Основные педагогические труды Связь с современностью
Ушинский К.Д.          
Водовозова Е.Н.          
Тихеева Е.И.          
Шлегер Л.К.          

 

3. Эколого-развивающая среда ДОУ

· Познакомиться с материалом лекции №4 Н.А. Рыжовой «Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ» (для тех, кто не был на занятии 17.11.2017)

· После ознакомления с материалом лекции выполнить задание:

 

Осуществить подбор растений и животных для уголков разных возрастных групп с обоснованием своего выбора; создать папку-каталог с информацией (информация, которая должна быть по растениям: морфология, происхождение и анализ условий произрастания в естественной среде, способы размножения, приемы каждодневного и периодического ухода за ними; по животным: внешний вид, образ жизни, способы питания и передвижения, уход за потомством; условия содержания в уголке природы).

 

Возможные варианты:

А) Живые объекты уголка природы в младшей группе (2 раздела: животные и растения).

Б) Живые объекты уголка природы для детей среднего дошкольного возраста (2 раздела: животные и растения).

В) Живые объекты уголка природы для детей старшего дошкольного возраста (2 раздела: животные и растения).

!! На первой странице должны быть представлены пояснения об особенностях подбора растений и животных.

 

4. Познакомиться с основными принципами, которые нужно учитывать при выборе методов и форм работы по экологическому образованию дошкольников. Рыжова Н.А., лекция №7 «Методы экологического образования дошкольников», с. 41-48

 

5. Наблюдения

А) Составить 3 подробных конспекта наблюдений во время прогулки: 1. за объектом/явлением неживой природы, 2.за животным, 3. за растением (с указанием: названия, программного содержания/целей и задач, хода наблюдения)

Например: наблюдение за дождем, наблюдение за солнцем, наблюдение за ветром, наблюдение за воробьями, наблюдение за сосулькой, наблюдение за листопадом, наблюдение за клёном, наблюдение за бабочками.

Образец оформления наблюдений см. в Серебряковой с. 174-180

Б) Придумать цикл наблюдений за черепашкой/улиткой ахатиной/канарейкой.

Моделирование

Каждому создать три модели: предметную, предметно-схематическую, графическую – для демонстрации на практических занятиях в летнюю сессию.

Примеры моделей взять из учебника Е.В. Гончаровой, распределиться внутри группы так, чтобы каждая модель была изготовлена и представлена на занятии.

Ссылка на учебник:

http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1130/Goncharova%20E.V.%20Teoriya%20i%20metodika%20ekologicheskogo%20obrazovaniya%20-%20Kurs%20lektsiy%20-%202008.pdf

 

 

Игры

А) Познакомиться с материалами из учебника С.Н. Николаевой по организации ИОС (игровых обучающих ситуаций) с. 157 – 167. Сделать краткий конспект по каждому виду ИОС.

Придумать ИОС любого типа с одним из персонажей (возрастная группа на выбор):

· с Красной Шапочкой

· с Буратино

· с котом Матроскиным

· с поросятами Ниф-Ниф. Нуф-Нуф и Наф-Наф

· со Снегурочкой

 

Подготовиться к представлению своих ИОС на практическом занятии в летнюю сессию.

 

Б) Составить картотеку игр экологического содержания – см. классификацию из лекции (не менее 5-ти для каждой возрастной группы). Подготовиться к представлению найденных игр практическом занятии в летнюю сессию.

 

В) Составить перечень природоведческих игр (не менее пяти для каждой возрастной группы: младшие, средние и старшие дошкольники), которые можно провести в ходе прогулки с детьми. Подготовиться к представлению найденных игр практическом занятии в летнюю сессию.

 

Образец оформления игры для картотеки:

 

Подвижная игра «Пищевые цепочки»

(подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы; подвести к пониманию невозможности извлечения отдельных элементов природы без нарушения целостности экосистемы.

Игровое правило: звеном цепочки с определенным названием становится ребенок, который первым правильно назвал объект природы.

Оборудование: несколько бечевок.

Игровое действие: поиск органически связанных элементов экосистемы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям назвать любое растение или дерево, произрастающее в данной местности (например, ель). Тому, кто первым откликнулся на предложение педагога, присваивается «имя» этого растения или дерева и дается в руки конец бечевки. Задавая детям вопросы, воспитатель выясняет, как связано это дерево с другими объектами природы (на ели питаются клест, белка, гусеница, короед…). Детям, назвавшим их, присваиваются их «имена» и дается в руки другой конец бечевки, соединяющей их с «дятлом», «ежом» и др. Таким образом, взрослый вместе с детьми «плетет сеть» до тех пор, пока все объекты природы не будут соединены в свою «собственную» экосистему. Чтобы продемонстрировать, что каждый элемент важен для всей системы, можно извлечь одно из важных звеньев «пищевой цепочки».

Как вариант – оформление хода игры прямой речью.

 

Словесные методы

 

А) Составьте таблицу, отражающую перечень литературных произведений о природе (с указанием автора и названия произведения), рекомендуемых для детей разных возрастных групп (младшей, средней и старшей/подготовительной). В чем проявляется специфика использования данных произведений в разных возрастных группах?

Б) Прочитать экологические сказки для дошкольников (Приложение №2). Указать, какие представления о природе формируются, связи и зависимости выявляются, моральные чувства, ценностные ориентации и личностные качества воспитываются. Важно, чтобы в экологической сказке сочетались научность и волшебство.

 

В) Сочинить экологическую сказку для дошкольников любой возрастной группы.

Виды экологических сказок:

Все многообразие экологических сказок позволяет классифицировать их на следующие определенные виды:

сказки-«рассказки»;

сказки-«почемучки»;

сказки-«катастрофы».

В сказках-«рассказках» в качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и пр.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т.д.), посредством встречи с которыми дошкольники узнают много нового о многообразии живой природы.

 

План прогулок на неделю

 

Задание: Определить содержание работы по ознакомлению дошкольников с природой на повседневной прогулке (месяц на выбор) в течение недели (возрастная группа на выбор). Заполнить таблицу:

Группа____, месяц____

День недели, время прогулки Наблюдения по плану Природоведческая игра (подвижная и дидактическая) Труд детей в природе
Указать день недели, утреннюю и вечернюю прогулки Определить содержание наблюдений за явлениями неживой природы, животными или растениями Название и цель (+краткое описание) дидактической и подвижной игр. Спланировать содержание труда и форму его организации (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная)

 

Пример: старшая группа, первая неделя сентября, понедельник, утренняя прогулка

Наблюдения: за деревьями. Цель: отметить, какие из них первыми стали желтеть, объяснить, почему.

Д/И+П/И (в данном случае их сочетание в одной игре) «К названному дереву беги» Цель: закрепить названия деревьев на участке.

Труд детей в природе: сбор семян настурции для просушки с целью посева на следующий год. Подгрупповая работа.

 

Экскурсии

Составить свой конспект познавательной экскурсии на тему: «Зима» (возрастная группа на выбор). Образец оформления экскурсии см. в Серебряковой с. 204 – 208

 

Разные типы занятий

 

А) Познакомиться с материалом из учебника С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание в повседневной жизни», «Разные типы занятий», «Комплексные мероприятия экологического содержания» (с. 171 – 200).

 

Б) Разработать и показать занятие (НОД) первично-ознакомительного типа краеведческой направленности (сформулировать программное содержание, продумать наглядность и ход беседы) на одну из тем:

1. «Мой родной край – я здесь живу». На карте страны воспитатель показывает Архангельск – место нахождения детского сада, его отдаленность от столицы России. На карте региона педагог демонстрирует все важнейшие природные объекты (побережье моря, реки, возвышенности, покрытые лесом территории). Показывая их иллюстрации, ярко и эмоционально рассказать о природе края.

2. «Заповедные места нашего края». Познакомить с заповедниками и нац.парками Архангельской области. Показать изображения этих мест. Показать растения и животных, занесенных в Красную книгу.

3. «Ремёсла нашего края». Познакомить с предметами и изделиями народных промыслов, исторически возникших и существовавших на территории Архангельской области, а также процессом их изготовления. Заострить внимание на том, что в основе каждого ремесла лежит любовь людей к природе.

4. «Люблю тебя, мой край родной». Воспитатель и дети рассказывают о местах региона, в которых они побывали: что видели, что понравилось и запомнилось, куда еще хочется съездить. На этом занятии воспитатель рассказывает, где он был и куда ему хотелось бы поехать, показывает иллюстрации тех мест, растений и животных, которые его привлекли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: