Задания по дисциплине
«Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста»
ППДО, 2 курс, озо
Контрольная работа: тест по лекциям и самостоятельно проработанному материалу.
Зачет: выполнение ниже предложенных заданий + их демонстрация на практических работах в летнюю сессию.
1. Познакомиться с материалом лекции №1 Н.А. Рыжовой «Содержание экологического образования дошкольников», №2 «Экологическое образование: смена стереотипов». Сделать краткий конспект лекций.
2. История развития экологического образования детей дошкольного возраста
Заполнить таблицу по материалам Приложения №1.
Педагог | Основные педагогические идеи в области ЭО | Программа ознакомления с природой | Методы/ Формы | Основные педагогические труды | Связь с современностью |
Ушинский К.Д. | |||||
Водовозова Е.Н. | |||||
Тихеева Е.И. | |||||
Шлегер Л.К. |
3. Эколого-развивающая среда ДОУ
|
|
· Познакомиться с материалом лекции №4 Н.А. Рыжовой «Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ» (для тех, кто не был на занятии 17.11.2017)
· После ознакомления с материалом лекции выполнить задание:
Осуществить подбор растений и животных для уголков разных возрастных групп с обоснованием своего выбора; создать папку-каталог с информацией (информация, которая должна быть по растениям: морфология, происхождение и анализ условий произрастания в естественной среде, способы размножения, приемы каждодневного и периодического ухода за ними; по животным: внешний вид, образ жизни, способы питания и передвижения, уход за потомством; условия содержания в уголке природы).
Возможные варианты:
А) Живые объекты уголка природы в младшей группе (2 раздела: животные и растения).
Б) Живые объекты уголка природы для детей среднего дошкольного возраста (2 раздела: животные и растения).
В) Живые объекты уголка природы для детей старшего дошкольного возраста (2 раздела: животные и растения).
!! На первой странице должны быть представлены пояснения об особенностях подбора растений и животных.
4. Познакомиться с основными принципами, которые нужно учитывать при выборе методов и форм работы по экологическому образованию дошкольников. Рыжова Н.А., лекция №7 «Методы экологического образования дошкольников», с. 41-48
5. Наблюдения
А) Составить 3 подробных конспекта наблюдений во время прогулки: 1. за объектом/явлением неживой природы, 2.за животным, 3. за растением (с указанием: названия, программного содержания/целей и задач, хода наблюдения)
|
|
Например: наблюдение за дождем, наблюдение за солнцем, наблюдение за ветром, наблюдение за воробьями, наблюдение за сосулькой, наблюдение за листопадом, наблюдение за клёном, наблюдение за бабочками.
Образец оформления наблюдений см. в Серебряковой с. 174-180
Б) Придумать цикл наблюдений за черепашкой/улиткой ахатиной/канарейкой.
Моделирование
Каждому создать три модели: предметную, предметно-схематическую, графическую – для демонстрации на практических занятиях в летнюю сессию.
Примеры моделей взять из учебника Е.В. Гончаровой, распределиться внутри группы так, чтобы каждая модель была изготовлена и представлена на занятии.
Ссылка на учебник:
http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1130/Goncharova%20E.V.%20Teoriya%20i%20metodika%20ekologicheskogo%20obrazovaniya%20-%20Kurs%20lektsiy%20-%202008.pdf
Игры
А) Познакомиться с материалами из учебника С.Н. Николаевой по организации ИОС (игровых обучающих ситуаций) с. 157 – 167. Сделать краткий конспект по каждому виду ИОС.
Придумать ИОС любого типа с одним из персонажей (возрастная группа на выбор):
· с Красной Шапочкой
· с Буратино
· с котом Матроскиным
· с поросятами Ниф-Ниф. Нуф-Нуф и Наф-Наф
· со Снегурочкой
Подготовиться к представлению своих ИОС на практическом занятии в летнюю сессию.
Б) Составить картотеку игр экологического содержания – см. классификацию из лекции (не менее 5-ти для каждой возрастной группы). Подготовиться к представлению найденных игр практическом занятии в летнюю сессию.
В) Составить перечень природоведческих игр (не менее пяти для каждой возрастной группы: младшие, средние и старшие дошкольники), которые можно провести в ходе прогулки с детьми. Подготовиться к представлению найденных игр практическом занятии в летнюю сессию.
Образец оформления игры для картотеки:
Подвижная игра «Пищевые цепочки»
(подготовительная группа)
Цель: закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы; подвести к пониманию невозможности извлечения отдельных элементов природы без нарушения целостности экосистемы.
Игровое правило: звеном цепочки с определенным названием становится ребенок, который первым правильно назвал объект природы.
Оборудование: несколько бечевок.
Игровое действие: поиск органически связанных элементов экосистемы.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям назвать любое растение или дерево, произрастающее в данной местности (например, ель). Тому, кто первым откликнулся на предложение педагога, присваивается «имя» этого растения или дерева и дается в руки конец бечевки. Задавая детям вопросы, воспитатель выясняет, как связано это дерево с другими объектами природы (на ели питаются клест, белка, гусеница, короед…). Детям, назвавшим их, присваиваются их «имена» и дается в руки другой конец бечевки, соединяющей их с «дятлом», «ежом» и др. Таким образом, взрослый вместе с детьми «плетет сеть» до тех пор, пока все объекты природы не будут соединены в свою «собственную» экосистему. Чтобы продемонстрировать, что каждый элемент важен для всей системы, можно извлечь одно из важных звеньев «пищевой цепочки».
Как вариант – оформление хода игры прямой речью.
Словесные методы
А) Составьте таблицу, отражающую перечень литературных произведений о природе (с указанием автора и названия произведения), рекомендуемых для детей разных возрастных групп (младшей, средней и старшей/подготовительной). В чем проявляется специфика использования данных произведений в разных возрастных группах?
Б) Прочитать экологические сказки для дошкольников (Приложение №2). Указать, какие представления о природе формируются, связи и зависимости выявляются, моральные чувства, ценностные ориентации и личностные качества воспитываются. Важно, чтобы в экологической сказке сочетались научность и волшебство.
|
|
В) Сочинить экологическую сказку для дошкольников любой возрастной группы.
Виды экологических сказок:
Все многообразие экологических сказок позволяет классифицировать их на следующие определенные виды:
сказки-«рассказки»;
сказки-«почемучки»;
сказки-«катастрофы».
В сказках-«рассказках» в качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и пр.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т.д.), посредством встречи с которыми дошкольники узнают много нового о многообразии живой природы.
План прогулок на неделю
Задание: Определить содержание работы по ознакомлению дошкольников с природой на повседневной прогулке (месяц на выбор) в течение недели (возрастная группа на выбор). Заполнить таблицу:
Группа____, месяц____
День недели, время прогулки | Наблюдения по плану | Природоведческая игра (подвижная и дидактическая) | Труд детей в природе |
Указать день недели, утреннюю и вечернюю прогулки | Определить содержание наблюдений за явлениями неживой природы, животными или растениями | Название и цель (+краткое описание) дидактической и подвижной игр. | Спланировать содержание труда и форму его организации (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) |
Пример: старшая группа, первая неделя сентября, понедельник, утренняя прогулка
Наблюдения: за деревьями. Цель: отметить, какие из них первыми стали желтеть, объяснить, почему.
Д/И+П/И (в данном случае их сочетание в одной игре) «К названному дереву беги» Цель: закрепить названия деревьев на участке.
Труд детей в природе: сбор семян настурции для просушки с целью посева на следующий год. Подгрупповая работа.
Экскурсии
Составить свой конспект познавательной экскурсии на тему: «Зима» (возрастная группа на выбор). Образец оформления экскурсии см. в Серебряковой с. 204 – 208
|
|
Разные типы занятий
А) Познакомиться с материалом из учебника С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание в повседневной жизни», «Разные типы занятий», «Комплексные мероприятия экологического содержания» (с. 171 – 200).
Б) Разработать и показать занятие (НОД) первично-ознакомительного типа краеведческой направленности (сформулировать программное содержание, продумать наглядность и ход беседы) на одну из тем:
1. «Мой родной край – я здесь живу». На карте страны воспитатель показывает Архангельск – место нахождения детского сада, его отдаленность от столицы России. На карте региона педагог демонстрирует все важнейшие природные объекты (побережье моря, реки, возвышенности, покрытые лесом территории). Показывая их иллюстрации, ярко и эмоционально рассказать о природе края.
2. «Заповедные места нашего края». Познакомить с заповедниками и нац.парками Архангельской области. Показать изображения этих мест. Показать растения и животных, занесенных в Красную книгу.
3. «Ремёсла нашего края». Познакомить с предметами и изделиями народных промыслов, исторически возникших и существовавших на территории Архангельской области, а также процессом их изготовления. Заострить внимание на том, что в основе каждого ремесла лежит любовь людей к природе.
4. «Люблю тебя, мой край родной». Воспитатель и дети рассказывают о местах региона, в которых они побывали: что видели, что понравилось и запомнилось, куда еще хочется съездить. На этом занятии воспитатель рассказывает, где он был и куда ему хотелось бы поехать, показывает иллюстрации тех мест, растений и животных, которые его привлекли.