Понятие и виды эвтаназии

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. стр.1

 

Глава 1. Понятие, виды, история и аспекты эвтаназии ….......................... стр.2

1.1 Понятие и виды эвтаназии………………………………………стр.2-4

1.2 История развития идей об эвтаназии………………………… стр.4-6

1.3 Этический, биолого-медицинский, религиозный аспекты эвтаназии……………………………………………………………..стр.7-11

Глава 2. Правовое регулирование эвтаназии в России…………………... стр.11

 

2.1 Правовое регулирование проблемы эвтаназии в России……стр.11-13

 

2.2 Необходимость выделения эвтаназии в самостоятельный состав менее опасного вида убийства………………………………………....стр.14-17

 

2.3 Судебная практика и статистика...............................................стр.17-20

 

Заключение…………………………………………………………… …....стр. 21

Список используемой литературы……………………………………………………………….стр.22-23

Введение

 

Одним из наиважнейших личных прав и свобод, обеспечивающих само физическое существование человека как биологического существа, частицы общества и субъекта правовых отношений, является право на жизнь. Поэтому надо признать, что право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод человека. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Значение закрепления в Конституции РФ права человека на жизнь трудно переоценить. Право человека на жизнь - фундаментальное право, без которого все иные права и свободы человека теряют смысл. В юридической науке право человека на жизнь рассматривается в двух аспектах: во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его

представителей либо частных лиц; а во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей собственной жизнью. Вопросы эвтаназии лежат во второй плоскости права человека на жизнь.

Возникновение и распространение на планете общества потребительских интересов привело к тому, что сегодня люди могут заказать себе любую вещь или услугу, в том числе – собственное убийство! В то же время человеческое сообщество, в отличие от животных наделено таким важным качеством как гуманность. Но и оно становится краеугольным камнем, когда речь заходит об эвтаназии. Так что же гуманнее: поддерживать жизнь умирающего или поставить точку, прервав череду мучений...

Выбранная мною тема эвтаназии весьма актуальна в наше время. Отношение к вопросу об эвтаназии является предметом горячих споров между врачами, священниками, юристами и просто представителями гражданского общества. Однозначного ответа человечество на этот вопрос пока не нашло. Всегда найдутся как те, кто обоснует преимущество эвтаназии, так и те, кто докажет ее неэтичность. Попробуем разобраться…

Глава 1. Понятие, виды, история и аспекты эвтаназии

 

Понятие и виды эвтаназии

 

Известно, что термин «эвтаназия» составной и образован путем соединения двух греческих слов: прилагательного «ev» – т.е. благо, или эпического «ev», что значит «добрый, красивый, доблестный, благородный» и слова «thanatos», что значит «смерть». Этот термин введен в научный оборот в ХVI веке английским философом Ф.Бэконом в сочинении «О достоинстве и приумножении наук».

В настоящее время, в отечественной и зарубежной юридической литературе наблюдается крайне противоречивое употребление термина «эвтаназия». В результате терминологической путаницы искусственно создается ситуация, при которой современные понятия об эвтаназии описывают не одну, а несколько реальностей, подчас не совпадающих друг с другом. В медицинской, философской и правовой литературе эвтаназия толкуется по-разному: «безболезненный, щадящий и избавляющий от страданий необратимый исход в небытие»; «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения страданий»; «сознательное действие, приводящее к смерти безнадёжно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий».[1] Ни одно из приведённых определений нельзя признать исчерпывающим, включающим все признаки и охватывающим все возможные ситуации эвтаназии. Первое определение не позволяет отграничить эвтаназию от самоубийства, совершаемого без участия другого лица. Второе не учитывает случаи, когда больной не в состоянии высказать свою просьбу (находится в коматозном состоянии). Третье определение содержит указание на действие, приводящее к смертельному исходу, и не охватывает случаи сознательного бездействия врача, имеющего целью не препятствовать естественному ходу событий и наступлению смерти пациента.

Ни в одном из определений не говорится о субъекте, осуществляющим эвтаназию. Представляется, что таким субъектом может быть только медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра). Если же соответствующие действия (бездействие) совершают иные лица, например родственники больного, то эти случаи следует рассматривать не с позиции эвтаназии, а с позиции более широкого понятия – согласия потерпевшего на причинение смерти путём асисстируемого суицида (самоубийство, осуществляемое с помощью другого лица). Поскольку в первом случае речь идет о внутреннем смысле эвтаназии, во втором о ее процедуре, а в третьем об установлении ответственности за данное деяние, то,как мне кажется, определение эвтаназии, данное доктором юридических наук О.С. Капинус в своем диссертационном исседовании «Эвтаназия как социально-правовое явление» отражает как нельзя лучше всю сущность и понятийный смысл её содержания. Под эвтаназией (по мнению О.С. Капинус) следует понимать умышленное причинение смерти неизлечимому больному, осуществленное по его просьбе медицинским работником, а также иным лицом по мотиву сострадания к больному и с целью избавления его от невыносимых физических страданий[2].

В специальной литературе различают два вида такой смерти. Активная (позитивная) эвтаназия, сущность которой заключается в применении активных действий по ускорению смерти страдающего человека с безнадежным прогнозом на последнем этапе болезни. Пассивная (негативная) эвтаназия – это отказ от мер, способствующих поддержанию жизни смертельно больного. Некоторые ученые еще выделяют два понятия – ортоназия и дистаназия. Так, под дистаназией понимается поддержание врачом жизни больного, хотя и не страдающего чрезмерно, но признанного уже неизлечимым даже с помощью дорогих и добываемых с трудом средств. Прекращение определенных мер, а иногда лишь их ограничение означали бы мгновенную смерть пациента; такое прекращение называется ортоназией. Различают в подобных случаях «помощь при умирании», когда врач юридически обязан облегчить страдания больного и обеспечить ему психологическую поддержку, и «помощь для умирания», включающую в себя активную и пассивную эвтаназию, а также помощь при попытке самоубийства.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: