Предметом данного взгляда на мир явились, прежде всего, инстинкты и воля человека, его интуиция, бессознательные эмоционально-волевые процессы, т.е. неразумное. По сути дела, иррациональная философия представляет собой критику гордого и самоуверенного человеческого разума. Культ разума и свободной активности человека, имевший до этого место в крупнейших течениях философии Нового времени (просветительство, немецкая классика, марксизм), убежденность в неизбежности и линейном характере общественного прогресса стали заменяться негативным отношением к разуму. Знание стало уступать место вере, исторический оптимизм – пессимизму, а идея общественного прогресса вытесняться неверием в него. В иррационализме полагается, что окружающий мир неразумен и неупорядочен (нелогичен), он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное.
Одним из предшественников современного иррационализма был
А. Шопенгауэр (работа «Мир как воля и представление»). Его творчество пронизано пессимизмом: воля, желание и бесконечные стремления человека, считал философ, упираются в несовершенство мира, и это превращает жизнь человека в неисчерпаемое страдание.
|
|
Немецкий философ Ф. Ницше был одной из самых заметных фигур в философском иррационализме. В своей философии жизни он развивал идею о том, что сущностью и законом мира, его «душой» является слепая и неисчерпаемая воля к власти, что присуще и человеку. Ницше выдвигал также идею «сверхчеловека», который, преодолев слабости своей природы, должен стать творцом более совершенных форм жизни и отношений в обществе. Само же общество необходимо превратить в своеобразную теплицу по выращиванию сильных людей.
Иррационалистические мотивы присутствуют также в интуитивизме, основателем которого считается французский философ А. Бергсон.
Под интуицией он понимал некую мистическую способность творческих людей к прямому получению истины путем внезапного «озарения», без необходимой цепи логических доказательств с участием разума. Жизнь, по Бергсону, – это бесконечный поток становления, и его невозможно постичь разумом и выразить в логических понятиях. Лишь интуиция «схватывает» внутреннюю сущность предметов, вносит в знание ясность и определенность.
Другой представитель иррационального полюса – О. Шпенглер – явился автором теории «локальных» культур. Он обосновывал идею отсутствия прогресса в истории человечества и движения цивилизации и ее культуры к постепенной деградации и гибели. Это проявляется в насилии человеческого рода над природной средой, в войнах и иных конфликтах, в технизации общества.
|
|
Тема 5. Философия 20 века
План изучения
1. Психоанализ З.Фрейда.
3. Теория «постиндустриального общества».
3. Философия экзистенциализма.
Психоанализ З.Фрейда
Фрейд считал, что основную роль в психике человека играет ее бессознательное начало, некие «темные» пласты в виде инстинктов, и, прежде всего полового («либидо»). Конфликт, даже вражда между индивидом и обществом неустранимы, поскольку культура общества всегда устанавливает ограничения («табу») на естественные проявления бессознательного. В этом смысле первобытный дикарь был, по убеждению Фрейда, значительно свободнее современного человека. Общество и культура лишают человека свободы и счастья, развивают у него неврозы (болезненные состояния), доходящие до агрессии.