Очевидно, что религия – неотъемлемая часть жизни общества, влияющая на все его стороны. Но не стоит переоценивать это влияние, поскольку наряду с религией в обществе существует ее неприятие в тех или иных формах, то есть свободомыслие в отношении к религии. В основе свободомыслия лежит естественное право человеческого разума критически рассматривать любые стороны и формы общественной жизни, включая и религию. Почвой свободомыслия является развитие научных знаний и светской (нерелигиозной) культуры, социальной активности и свободы людей.
Наиболее обоснованной формой свободомыслия является атеизм – материалистическое мировоззрение, в основе которого лежит сознательное неприятие идеи Бога и религиозной картины мира. Атеизм – это объяснение мира естественными причинами, непризнание наличия сверхъестественных сил.
Современное законодательство законодательно закрепляет свободомыслие в таком понятии как свобода совести, то есть свобода вероисповедания или свобода вообще не исповедовать никакую религию.
|
|
Тема 16. Философский анализ культуры
Вопросы.
1. Понятие культуры.
2. Функции культуры.
3. Культура и цивилизация.
4. Исторические типы культуры.
Понятие культуры.
Принято считать, что слово «культура» произошло от латинского слова «культивировать» – обрабатывать почву. Впервые этот термин в значении, близком к современному, применил древнеримский философ Цицерон. Он понимал под ним позитивное влияние философии на ум человека, по его мнению, философия является «культурой ума», тонким инструментом для познания мира (плуг обрабатывает землю, а философия разум).
В Средние века культура ассоциировалась с религиозным опытом человека, его способностью жить по заповедям Творца. Культура – это богоподобие человека, его служение Богу, терпение и смирение.
Философы – просветители 18 века (Ф.Вольтер, Д.Дидро и другие) смотрели на культуру, как на воплощение в ней разума – светлого, цивилизованного начала. Культура измерялась достижениями наук, ремесел. Цель культуры – сделать всех людей счастливыми, общественный строй – совершенным и справедливым.
Ж.Ж.Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейд критиковали негативные стороны культуры и противопоставляли культуру природе, считали культуру источником несправедливости и зла в обществе, средством порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний, запретов, враждебной человеку, так как она ограничивает свободу.
Немецкие классические философы (Кант, Гегель) представляли культуру как «мир идей и мир вещей»
|
|
Философия 20 века (Д.Белл, Р.Арон) сводила культуру к достижениям науки и техники, которые способны обеспечить стремительный прогресс общества и его блестящее будущее.
А. Печели и другие делали упор на необходимость совершенствования самого человека, если он хочет выжить в условиях обострения глобальных проблем.
А. Швейцер считал, что современная культура призвана быть живой этикой, как основание нового гуманизма, исходным принципом которого должна стать любовь ко всему в мире.
Современная философия дает такое определение культуры. Культура – это тот искусственный мир, который человек создает, чтобы поддерживать себя в своем искусственном, то есть человеческом состоянии.
2. Функции культуры:
- познавательная – культура помогает получать знания о человеке и окружающем мире, большая роль отводится науке;
- практическая – культура служит цели преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда, соответствующих навыков;
- аксиологическая – культура является вместилищем ценностей, то есть имеющих социальное значение продуктов духовно – практической деятельности человека (идей, образов и идеалов, социальных норм, искусства, предметов);
- социализирующая – культура помогает формированию человеческого начала в человеке, высоких потребностей и благородных поступков.