Возвратные глаголы (-ся,-сь)

Собственно-возвратные

Медсестра одевает больного. - Он одевается очень медленно.

Запомните!

Несовершенный вид настоящее время мыться I – моюсь – моемся моешься – моетесь моется – моются Совершенный вид будущее время вымыться I* вымоюсь – вымоемся вымоешься – вымоетесь вымоется – вымоются
одеваться I** одеваюсь – одеваемся одеваешься – одеваетесь одевается – одеваются одеться I оденусь – оденемся оденешься – оденетесь оденется – оденутся
причёсываться I причёсываюсь – причёсываемся причёсываешься – причёсываетесь причёсывается – причёсываются причесаться I причешусь – причешемся причешешься – причешетесь причешется – причешутся

*) К этому типу спряжения относится глагол умыться.

**) К этому типу спряжения относятся глаголы: умываться, раздеваться, купаться – искупаться.

Взаимно-возвратные

Взаимно-возвратные глаголы обозначают действие, которое совершается между двумя или несколькими лицами, каждое из которых одновременно является и субъектом, и объектом действия: обниматься = обнимать друг друга

Я встретил друга в кафе. 1. Мы встретились с другом в кафе

Глаголы здороватьсяпоздороваться и прощатьсяпроститься не употребляются без постфикса -ся(сь).

3. Обще-возвратные - начинаться, заканчиваться, продолжаться

Преподаватель вошёл в аудиторию и начал урок. - Урок начался в 9 часов.

4. Глаголы с пассивным значение - строиться, готовиться, читается

Рабочие строят новую школу. - Новая школа строится рабочими.

Задание 1. Вставьте вместо точек глаголы в нужной форме.

 

1. Тебе обязательно нужно.......................................... (побрить — побриться).

2. Ты уже неделю не.......................................... (мыть — мыться) пол!

3. Чем ты.......................................... (интересовать — интересоваться)?

4. Володя вчера.......................................... (встречать — встречаться) с друзьями.

5. Напомните, на чём я.......................................... (остановить — остановиться)?

6. Лекция.......................................... (начать — начаться) ровно в десять.

Задание 2. Замените активные конструкции пассивными.

1. Завтра будут обсуждать наш проект.

2. Кто будет рецензировать мою статью?

3. Какие документы оформляет ваша фирма?

4. Эту тему они уже рассматривали.

5. Все договоры подписывает директор.

6. Журналист готовит сенсационный материал.

Задание 3. Ответьте на вопросы, употребляя данные слова в нужном падеже.

1. Чем ты любуешься? (прекрасный пейзаж; закат; цветы; эта картина)

2. Чем гордится отец? (мои спортивные победы; своё изобретение; внуки)

3. К чему они стремятся? (известность; слава; богатство; успех)

4. За что они борются? (мир; свои права; независимость; свобода)

5. С чем вы боретесь? (терроризм; лень; курение)

6. На что он надеется? (удача; финансовая помощь)

7. В чём вы сомневаетесь? (их искренность; всё это)

8. Чем ты наслаждаешься? (дружеская беседа, тепло, свой отдых)

9. В чём нуждаются дети? (нежность (endearments); родительское внимание; забота)

10. С кем рассталась ваша подруга? (муж; коллеги; приятельница)

Задание 4. Прочитайте текст

Мой университет

Образование является важной частью жизни. Люди ходят в школы и университеты, посещают разные курсы и семинары. Многие люди думают, что самый насыщенный и интересный период жизни – учеба в университете.

Я согласен, что учеба в университете полна событий. В университете я нашел много друзей и узнал много нового. Я учусь в Южном федеральном университете - одном из лучших вузов России и Европы. Здесь работают многие ученые и профессора. Я выбрал этот университет, потому что знаю, что здесь я получу достойное образование. Потому что здесь для меня есть много возможностей для развития. Я уверен, что когда я закончу ЮФУ, я смогу найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу. Но дело не только в работе и знаниях! В моём университете я постоянно получаю возможности развивать не только свой ум, но и душу. Меня окружают творческие люди. Когда я общаюсь с ними, я взрослею и становлюсь достойным представителем современного общества.

Мой университет имеет долгую историю. В 2015 году ему исполнилось 100 лет. ЮФУ – необычный университет с очень интересной историей. В 1915 году состоялось торжественное открытие Императорского Варшавского университета в Ростове-на-Дону. В 1917 году он получил новое название Донской университет. Позже университет менял несколько раз свое название. А в 1930 году был разделен на несколько институтов: Медицинский институт, Финансово-экономический институт, Институт промышленности и труда, Институт пищевой промышленности и экономики обмена и распределения, и Ростовский-на-Дону педагогический институт. На основе трех факультетов бывшего Северо-Кавказского университета был создан Ростовский-на-Дону университет. Во время Великой Отечественной войны его эвакуировали в Киргизскую ССР. Но уже в 1944 году университет вернулся в Ростов.

В 2006 году Ростовский государственный университет объединился с Ростовской государственной академией архитектуры и искусства, Ростовским государственным педагогическим университетом, Таганрогским государственным радиотехническим университетом в Южный федеральный университет.

Сегодня ЮФУ - это более 30 факультетов, 11 научно-исследовательских институтов, 6 конструкторских бюро, 8 филиалов. В университете обучается более 42 000 студентов, около 1000 - слушатели из стран дальнего зарубежья, свыше 10 000 слушателей программ повышения профессиональной квалификации, работает более 8500 сотрудников.

Каждый год в университете проводятся конференции, семинары, круглые столы. Каждый студент может принять в них участие. Мой университет сотрудничает с университетами Китая, Южной Кореи, Германии, Греции, Колумбии, Эквадора и многими другими. Поэтому каждый год профессора из этих университетов приезжают к нам, встречаются со студентами и преподавателями.

ЮФУ расположен в двух городах Ростовской области. В Ростове-на-Дону находятся все центральные административные органы университета. В Таганроге находится Инженерно-технологическая академия ЮФУ. В Советском районе Ростова находится университетский кампус. Студенты из других городов и стран живут в новых комфортабельных общежитиях. На территории кампуса находится столовая, стадион, теннисные корты и много разных спортивных площадок. В 2017 году рядом с кампусом построили новый бассейн. Теперь студенты могут заниматься плаванием и учувствовать в соревнованиях.

Чтобы сделать жизнь иностранных студентов интересной и комфортной в ЮФУ существует интерклуб. Студенты, которые приехали в Россию раньше, помогают новичкам. Интерклуб – это наша вторая семья. Студенты из интерклуба организуют много разных мероприятий. Например, можно познакомиться со студентами из других стран и попробовать их кухню, принять участие в конкурсе фотографии или выучить новый иностранный язык бесплатно. Когда я приехал в Россию, я сразу почувствовал, что у меня есть друзья. Сейчас я часто участвую в проектах интерклуба и помогаю новым иностранным студентам адаптироваться к жизни России.

 

Задание 5. Сколько вопросов вы задали? Ответьте на них. Запишите вопросы. У вас получится вопросный план текста.

Задание 6. Перескажите текст по составленному вами вопросному плану, используя как можно больше возвратных глаголов.

Задание 7. Что вы думаете об учебе в России?

Задание 8. Расскажите о вашем университете, институте, школе.

Слова урока

Возможность Достойный Кампус Квалификация Комфортный Курсы Научно-исследовательский Образование Семинары Участие  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: