Особенности массажа и лечебной гимнастики

При плоскостопии и плоско-вальгусной установке стоп массаж проводится на фоне общеукрепляющего лечения в соответствии с возрастом ребенка. Особое внимание уделяется поясничной области (где берут начало нервы, управляющие мышцами ног), области ягодиц, ноги массируются по специальной методике.

Итак, ребенок лежит на животе, стопы свисают с края стола или под голеностопные суставы подложен небольшой валик.

Массаж спины: поглаживание по всей спине от поясницы вверх к шее вдоль позвоночника и по боковым поверхностям к подмышкам. Растирание (кончиками пальцев, пиление тыльной поверхностью согнутых пальцев) по всей поверхности спины, разминание, снова поглаживание.

Пояснично-крестцовая область: поглаживание, энергичное растирание, поглаживание в направлении от позвоночника вниз и в стороны.

Ягодичная область: поглаживание в круговом или х-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание, тонизирующие ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление), снова поглаживание.

Задняя поверхность ноги: общее поглаживание, затем поглаживание бедра от подколенной ямки вверх и кнаружи, растирание, разминание, легкие ударные приемы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами), поглаживание.

Массаж голени (задней поверхности) более дифференцированный, т. к. состояние мышц при плоско-вальгусной установке стопы различно. После общего поглаживания от пятки к подколенной ямке проводится избирательное воздействие на икроножную мышцу. По наружной ее части (латеральной головке) выполняется легкое растирание подушечками пальцев, мягкое разминание. Широко применяются расслабляющие приемы: поглаживание, потряхивание, растяжение. На внутренней части икроножной мышцы (медиальной головке) применяют тонизирующие приемы: энергичное растирание тыльной поверхности согнутых пальцев, интенсивное разминание, легкие ударные приемы (поколачивание пальцами, рубление).

При массаже стопы ей придают положение легкой супинации (поворота подошвой внутрь). Подошву поглаживают и интенсивно растирают. Внутренний край стопы поглаживают, растирают и разминают, используя щипцеобразный захват. После того, как проведен массаж задней поверхности одной ноги, переходят к массажу другой.

Следующее исходное положение: ребенок лежит на спине, под коленями у него валик. Проводится общее поглаживание ноги.

Передняя поверхность бедра: поглаживание, растирание, мягкое разминание, потряхивание, снова поглаживание от колена вверх и кнаружи.

Передняя поверхность голени: поглаживание от стопы до колена, растирание, разминание, снова поглаживание.

Область голеностопного сустава: поглаживание и растирание вокруг лодыжек, и более интенсивно – вокруг внутренней лодыжки.

Массаж тыльной поверхности стопы проводится одной рукой, другая удерживает стопу в положении легкой супинации. Здесь используются приемы поглаживания, граблеобразного растирания (растирание расставленными пальцами по межкостным промежуткам). Можно дополнительно промассировать внутренний край стопы, особенно область I пальца. Затем массируется передняя поверхность другой ноги.

Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени: укрепляет ослабленные мышцы и снимает напряжение, это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая тонус и кровоснабжение мышц, связок и костей стопы, массаж способствует улучшению их питания и, следовательно, нормальному развитию и росту нижних конечностей.

Эффективность массажа возрастает, если на его фоне проводить корригирующие упражнения. Для начала движения в стопах выполняться с помощью массажиста.

- Супинация стопы (поворот стопы подошвой внутрь).

- Тыльное сгибание стопы.

- Подошвенное сгибание стопы.

- Удержание подошвами игрушки.

- Сгибание пальцев.

- Супинация обеих стоп, захват и удержание подошвами небольшой округлой игрушки (кегли, мячика и т. п.).

- Вращение стоп.

Лечебная гимнастика

Лечебная гимнастика проводится несколько раз в день, босиком или в тонких носочках, по 2 – 3 упражнения. Особое внимание следует уделять навыку правильной установки стоп при стоянии и ходьбе. Ребенок, начиная ходить, широко расставляет ноги, увеличивая таким образом площадь опоры. Это нормально, но к 2 – 3 годам должна сформироваться правильная походка, при которой ребенок ставит стопы параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга.

С целью лечения плоско-вальгусной установки стоп и воспитания правильного навыка ходьбы применяются:

- Ходьба но «узкой дорожке». В качестве «узкой дорожки» можно использовать любую неширокую (10 – 15 см) доску, полосу на ковре, можно нарисовать ее мелом и т. д. Предложите ребенку пройти по такой дорожке, не выходя за ее пределы.

- Ходьба на наружных краях стоп («Мишка косолапый»).

- Ходьба по двускатной ребристой доске.

- Ходьба по различным рельефным поверхностям очень полезна для профилактики и лечения плоскостопия. С этой целью можно использовать рифленые коврики, насыпать песок в полотняный мешок или в большую коробку.

- Захват мелких предметов пальцами ног развивает мелкие мышцы стопы, увеличивает подвижность и ловкость пальцев. Это упражнение можно делать сидя или стоя. Предложите ребенку «поймать» мелкий предмет (карандаш, палочку) и удержать его некоторое время.

- Собирание платочка пальцами ног напоминает предыдущее упражнение, только в этом случае ребенок захватывает и собирает ткань.

- Сидение в позе по-турецки прекрасно корригирует неправильное положение стоп. Постарайтесь, чтобы эта поза стала у вашего ребенка любимой.

- Вставание из позы по-турецки. Помогайте ребенку вставать, поддерживая его за руки. При стоянии стопы должны быть крест-на-крест, меняйте их поочередно, так, чтобы впереди была то правая, то левая стопа. Иногда требуется удерживать стопы.

- Приседание на полную стопу. При выполнении этого упражнения следите, чтобы стопы плотно стояли на полу всей своей поверхностью и были расположены параллельно. Можно помогать ребенку, поддерживая его под мышки или за руки.

- Вставание на носки. Это упражнение можно объединить с предыдущим в игру «стань большим» — ребенок встает на носочки и тянется вверх руками, «стань маленьким» — ребенок приседает на полную стопу.

Очень полезны для профилактики и лечения дефектов стоп лазание по шведской стенке или ходьба по лесенке, лежащей на полу. Для детей с плоско-вальгусной установкой стоп очень полезно плавание и упражнение в воде: эти процедуры улучшают общее состояние ребенка, т. к. несут эффект закаливания, улучшения обмена веществ, укрепления опорно-двигательного аппарата. Упражнения в ходьбе по дну ванны по рифленому коврику, подпрыгивание на нем стимулируют чувствительные детские стопы. Вода снимает излишнюю нагрузку на ноги, делая упражнения более легкими и приятными для ребенка.

Ортопедическое лечение может проводиться только по рекомендации врача-ортопеда. Самостоятельно заказывать индивидуальные ортопедические стельки, а тем более покупать нельзя. Ортопедическая обувь и стельки не лечат, а только предупреждают дальнейшую деформацию стоп. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как довольно быстро развивается атрофия мышц стопы. Поэтому необходимо в любом случае проводить массаж и лечебную гимнастику.

Обувь для ребенка с плоско-вальгусными стопами подбирается особенно тщательно. Она должна быть устойчивой, иметь высокий жесткий задник, удерживающий пятку в правильном положении. Лучше носить ботиночки, фиксирующие голеностопный сустав. Обувь должна точно соответствовать размеру стопы стоящего ребенка и быть на 0,5 – 1 см длиннее его самого длинного пальца. Маленький каблучок — обязательная деталь хорошей обуви, он должен быть широким и устойчивым.

Детям с деформацией стоп нельзя носить валенки, резиновые сапоги, мягкие тапки, сандалии без задника. Ни в коем случае нельзя донашивать чужую обувь, какой бы хорошей она ни казалась. Плохо подобранная обувь является наибольшим злом для нежных ножек ребенка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: