Тема: Коммуникационный процесс
(Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента)
Информация и коммуникация в системе управления
Информация – это новые сведения, которые переданы, восприняты, поняты и оценены как полезные для решения тех или иных задач.
Рис. 64. Информация проходит ряд фильтров
классификация информации в процессе управления:
1 ) по носителям
2) по направлению движения
3) по источнику
4) по содержанию
5) по степени надежности
6) по способам распространения
7) по характеру потребности
8) по степени важности
Коммуникация - это процесс обмена информацией, включающий субъекты коммуникации (отправителя и получателя), способ коммуникации и объект коммуникации (передаваемую информацию).
Эффективные коммуникации являются необходимым условием достижения цели организации, выполнения основных функций управления.
Термин «коммуникация» от лат. «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию.
Таблица 27. Типы невербальной коммуникации
Основные типы невербальной коммуникации | Примеры |
Движения тела | Жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы |
Личные физические качества | Строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура |
Речь | Качества голоса, грамотность, частота речи, засоренность речи, смех, зевание и т. п. |
Использование среды | Способ использования и ощущения внешнего окружения, манеры помещения себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории |
Физическая среда | Дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятность, освещенность, шум |
Время | Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса |
Таблица 29. Дистанция при общении
Внутренние коммуникации – это коммуникации внутри предприятия, между различными сотрудниками. Внутренние коммуникации подразделяются на:
а) восходящие коммуникации – это процесс передачи информации от исполнителей (подчиненных) к руководителю. Данный вид передачи информации чаще всего реализуются в виде отчетов о деятельности сотрудника или подразделения или рационализаторских предложений;
б) нисходящие коммуникации – это процесс коммуникации между руководителем и его подчиненными. Реализуется в виде передачи подчиненным указаний;
в) горизонтальные коммуникации – это процесс обмена информацией между сотрудниками одного уровня (линейными руководителями, которые не подчиняются друг другу). Горизонтальные коммуникации происходят с целью обмена результатами работ, опытом и личной информацией.
Помимо разделения на внутренние и внешние, коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные.
Вербальные коммуникации – это процесс общения при помощи слов, которые могут быть письменными и устными.
Невербальные коммуникации – это общение с помощью мимики, жестов, поз, взглядов (недаром встречается выражение «говорящий взгляд»).