Эпохой Просвещения называют период между второй (Славной) английской революцией (1688—1689) и Великой французской революцией (1789—1794). Философия просветителей зародилась в Англии, у ее истоков стоял Дж. Локк, а ее виднейшими представителями были Дж. Толланд, А. Коллинз и Дж. Пристли. Развитие философии Просвещения шло и в других странах Европы, в России, в США, однако наибольшую известность снискали деятели французского Просвещения: Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж.О. де Ламетри, К.А.Гельвеций, Э.Б. де Кондильяк, П.А. Гольбах.
Важнейшую роль в распространении и популяризации идей просветителей сыграло издание во Франции знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Практически все видные французские просветители участвовали в этой работе.
Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий, в том числе социальных бедствий, состоит в людском невежестве. Следовательно, для ее устранения необходимо просвещение людей - отсюда и само название эпохи. Главное место в учении просветителей занимала вера в мощь и силу человеческого разума, а также критика религии и церкви, препятствующих свободному развитию человека.
|
|
Вера в Бога или его отрицание (атеизм) философов-просветителей была непосредственно связана с их философскими воззрениями - приверженностью деизму или материализму. Определим данные понятия.
Деизм - это философское учение, в котором Бог признается творцом мира, вложившим в него определенные законы, но после этого совершенно не вмешивающимся в его развитие.
Материализм – это философское учение, в котором в качестве первоначала бытия признается материя.
В первую половину эпохи в философии господствовал деизм (Вольтер, Монтескье, Руссо), а с середины XVIII в. начал активно развиваться и постепенно занял господствующую позицию материализм (Дидро, Ламетри, Гольбах и др.). И если в деизме Бог выносился за пределы мира, то в материалистической картине мира он вообще устранялся за ненадобностью. Материализм этой эпохи носил по преимуществу механистический характер, давая объяснение всем природным явлениям прежде всего на базе законов механики.
Социально-философские исследования эпохи Просвещения связаны прежде всего с именами Монтескье (концепция «географического детерминизма») и Руссо (учение об «общественном договоре»).