Научное и вненаучное знание. Критерии научности

 

Как целостная органическая система наука возникла в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Превращаясь в непосредственную производительную силу, наука приобретает важное социальное значение, способствует развитию самого человека.

Наиболее часто науку определяют как особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и достоверных знаний о мире.

Реже науку рассматривают как совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов.

Наука как форма познания, тип духовного производства и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т.д.

Основными критериями научности являются:

1. Ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие объективных законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов. При этом, однако, необходимо помнить, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм, монополизм на истину.

3. Воплощенность в практике: наука призвана быть "руководством к действию" по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.

4. «Прогрессизм», т.е. процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала. Обобщая систему фактов в системе понятий, научное знание углубляется и развивается до таких наиболее зрелых своих форм, как теория и закон. Оно не просто выделяет последние (как и другие абстракции), но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами.

5. Использование в исследовательских целях специфических материальных средств (приборов, инструментов и т.п.), а также различных идеальных (духовных) средств и методов (формальная логика, диалектика, системный анализ и т.д.)

6. Методологическая рефлексия. Она заключается в том, что в науке изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т.е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.

7. Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Помимо научного, существуют и другие формы познания, которые не укладываются в вышеперечисленные критерии научности. К вненаучным формам познания относят магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые "оккультные науки" и т.п. А это значит, что познание не может быть ограничено только сферой науки, оно существует и за ее пределами.

В современной философско-методологической литературе предлагаются различные классификации вненаучного знания. Одну из интересных и содержательных классификаций предложили Т. Г. Лешкевич и Л. А. Мирская, выделяющие в сфере вненаучного знания три основных вида познавательных феноменов:

- паранормальное знание (греч. para - около, при, вне), включающее в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (например, мистика, спиритизм, телепатия, ясновидение, психокинез);

- псевдонаучное знание, для которого характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, а также умелая обработка "фактов" (например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс и т.п.).

- «девиантное» знание, т.е. отклоняющееся от принятых и устоявшихся стандартов познавательной деятельности (при этом сравнение происходит не с ориентацией на эталон и образец, а в сопоставлении с нормами, разделяемыми большинством членов научного сообщества).

В последние годы, особенно в связи с кризисными явлениями мировой цивилизации конца XX в., растет интерес к эзотеризму как одному из вненаучных способов духовного освоения мира. Для него характерны закрытость содержания от "непосвященных", способность приобщения своих сторонников к трансцендентным тайнам мироздания, сложная символизация и ритуализация функционирования в обществе. К эзотерическим учениям обычно относят гностицизм, теософию, антропософию, парапсихологию, магию, алхимию, астрологию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: