Религий
В результате своего рассмотрения хозяйственной этики различных мировых религий Вебер приходит к общему выводу, который он столь ясно формулирует на заключительных страницах своей работы "Социология религии", что его стоит полностью процитировать. Вебер пишет: "“Капитализм” существовал на почве всех этих религий, такой же, как тот, который существовал в древности и средних веках на Западе. Но в них не было развития в сторону современного капитализма, даже ростков его, и прежде всего отсутствовал “капиталистический дух” в том смысле, какой был свойствен аскетическому протестантизму. Приписывать индийскому, китайскому или мусульманскому купцу, мелкому торговцу, ремесленнику, кули меньшую “жажду наживы”, чем протестанту аналогичной профессии, значило бы вопиюще противоречить очевидным фактам. Верно скорее обратное: для пуританизма типично рациональное этическое сдерживание “стремления к наживе”. Нет и следа того, что причиной различия является меньшая природная “способность” других народов к техническому или экономическому “рационализму”. В настоящее время они импортируют этот “товар” в качестве важного продукта Запада, и препятствия к капиталистическому развитию находятся не в сфере хотения или умения, а создаются традициями, совершенно так же, как у нас в средние века. В той мере, в какой здесь роль играют не чисто политические факторы (внутренние структурные формы господства), причину следует искать прежде всего в типе религии. Лишь аскетический протестантизм действительно покончил с магией, с внемирскими поисками пути к спасению и с интеллектуалистическим созерцательным “озарением” как его высшей формой, лишь он создал религиозные мотивы именно в сфере мирской “профессии” - причем в полной противоположности строго традиционалистской концепции профессии в индуизме. Протестантизм ищет религиозное спасение в методически рационализированном осуществлении своего призвания. Для различных народных религий Азии мир остался большим зачарованным садом, а почитание или изгнание “духов” и поиски спасения с помощью ритуала, идолопоклонства или сакраментальных действий - единственным способом ориентироваться и обезопасить себя на земле и в потустороннем мире. И магическая религиозность неинтеллектуальных слоев в странах Азии так же не вела к рациональной методике жизни, как не вело к ней приспособление к миру в конфуцианстве, отрешение от мира в буддизме, господство над миром в исламе или надежды на приход Мессии и экономические права пария в иудаизме"[2].
|
|
Итак, анализируя мировые религии, Вебер пришел к выводу, что ни одна религия, кроме протестантизма, не ставит в зависимость от прилежности в экономической деятельности спасение души в потустороннем мире. Более того, в занятиях торговлей, в получении доходов обычно видят что-то плохое, связанное с грехом, с суетностью. Протестантизм здесь является исключением. В честной торговле, в монотонной предпринимательской деятельности протестантизм видел достойное призвание человека, стремящегося к благостной религиозной жизни.
|
|
Вместе с протестантизмом появилась новая, ранее не известная в мире форма капитализма - рациональный экономический капитализм, который ориентирован на постоянное развитие производительных сил, на накопление ради накопления, при ограничении даже собственного потребления.
[1] Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 271.
[2] Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 277.