Для Казахстана немалый интерес представляет организация работы туристско-рекреационных кластеров в таких странах как Турция, Египет, Кипр, Израиль, которые предлагают не только лечение, но и комфортный отдых. Именно поэтому они стали достаточно популярными для туристов из Казахстана.
Так, кластерная политика в туристской отрасли является актуальным для развития инновационной среды региона, что доказывается опытом развитых стран Запада. Под кластером в экономике понимается сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний, которые усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Создание кластеров в туризме способно дать ряд очевидных преимуществ региональной экономике по следующим направлениям:
- региональное развитие;
- сближение фундаментальной науки и практических комплексных разработок, что приводит к появлению новых типов продукции и улучшению условий выпуска старых;
- развитие производственной инфраструктуры за счет введения инноваций.
|
|
Туристский кластер - это объединение туристско-рекреационных ресурсов, в котором все его участники получают выгоду от совместных усилий в виде более широкого круга возможностей и конечных общих доходов. В туристском кластере его участники могут более слаженно взаимодействовать между собой и властными структурами, а также с партнерами в Казахстане и за рубежом, создаются более выгодные условия для производства новых туристских продуктов и услуг, благодаря чему создается инновационная и деловая конкурентная среда. Иностранный опыт также свидетельствует о том, что даже в развитых рыночных странах огромное значение в формировании туристских кластеров играют государственные органы и меры по государственной поддержке кластера.
К особенностям кластеризации Казахстана отечественные ученые относят формирование кластерных объединений для реализации масштабных проектов – «Восстановление Аральского моря», создание транспортных коридоров, в т.ч. «Великого Шёлкового Пути». Данный тип кластеризации вокруг проекта характерен и для формирования туристских кластеров во всем мире, которые обычно формируются вокруг какого-то конкретного туристского ресурса. Поэтому формирование туристских кластеров вполне адекватно соответствует текущим тенденциям кластеризации экономики Казахстана.