Окружающая среда – внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека, их взаимодействие

Целевой экологический показатель – общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, который организация стремится достичь и который выражается количественно.

 

Современный стандарт определяет экологический аспект как элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

Успех системы управления окружающей средой зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Такого рода система дает организации возможность устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность) с тем, чтобы сформулировать ее экологическую политику и определить целевые экологические показатели, добиться соответствия этой политике и целевым показателям, продемонстрировать это соответствие другим организациям. Общая цель экологического управления заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Механизм функционирования системы управления представлен на рис.6.

 

 

Проведение проверок и корректирующих поправок в процедуры экологического мониторинга
Внедрение и функционирование экологического мониторинга
Оценка и действия со стороны руководства

 

 

Рис. 6. Модель системы управления окружающей средой

(на основе стандарта ИСО 14000)

 

Внедрение стандартов серии ИСО 14000 в сфере экологического мониторинга позволяет организации:

a) ввести, поддержать и улучшить систему управления окружающей средой на основе функций экологического мониторинга;
b) удостовериться в результативности экологической политики;
c) продемонстрировать другим организациям соответствие экологическим стандартам;
d) добиться реального улучшения управления и окружающей среды;
e) самостоятельно определить соответствие собственно такой системы региональным, российским и международным стандартом и заявить об этом соответствии.

 

Принятие и систематическое выполнение методов управления окружающей средой могут дать оптимальные результаты для всех заинтересованных сторон. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации к рассмотрению вопроса о внедрении наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.

Более объективные оценки воздействия организации возможны только при анализе реального влияния на природную среду по данным экомониторинга. В то же время и сам мониторинг должен быть организован в соответствии с моделью системы управления окружающей средой.

Все требования, содержащиеся в стандартах серии ИСО 14000, предназначены для включения в любую систему управления окружающей средой. Степень их применения будет зависеть от таких факторов, как экологическая политика организации, характер ее деятельности и условия, в которых она функционирует.

Плановый экологический показатель – определенное положение в отношении деятельности организации или ее частей, эффективности. Он выражается количественно и включает целевые экологические параметры, которые должны быть установлены и выполнены.

Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы она:

a) соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукции или услуг;
b) включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;
c) включала обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;
d) предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;
e) документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех служащих;
f) была доступна для общественности.

Организация должна устанавливать и выполнять процедуру(ы) идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, которые она может контролировать и на которые она предположительно может влиять, с тем чтобы выявить возможное существенное воздействие на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные с этими воздействиями, будут приняты во внимание при определении целевых экологических показателей организации. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию, в том числе путем осуществления экологического мониторинга.

Организация должна устанавливать и поддерживать на необходимом уровне документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого соответствующего подразделения в рамках этой организации и контролировать выполнение этих показателей.

При установлении и анализе своих целевых показателей организация должна учитывать законные требования, существенные экологические аспекты, технологические варианты, свои финансовые, эксплуатационные потребности и потребности бизнеса, а также потребности заинтересованных сторон.

Целевые и плановые экологические показатели должны быть согласованы с экологической политикой, предусматривающей предотвращение загрязнения окружающей среды.

Организация должна разрабатывать и выполнять программу(ы) достижения своих целевых и плановых экологических показателей в области экологического мониторинга. Такая программа должна включать:

 

a) распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей между соответствующими подразделениями и уровнями в рамках организации;
b) определение средств и сроков, в которые эти показатели должны быть достигнуты.

Руководство организации должно предоставить ресурсы, необходимые для внедрения системы управления окружающей средой и для контроля за ней. Ресурсы включают в себя людские ресурсы, обладающие специальными знания ми и опытом, технологию и финансовые ресурсы.

Разрабатываются текущие и перспективные технические нормативы, ведется их мониторинг. Технический норматив выброса – норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели.

Организация должна устанавливать и выполнять процедуры идентификации возможности катастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями.

Организация должна анализировать и пересматривать, в случае необходимости, процедуры, касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации. Эту функцию невозможно реализовать без проведения экологического мониторинга.

Экологическая эффективность (характеристика экологичности) – измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией экологических аспектов, основанных на экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях.

Согласно стандартам ИСО 14000 организация должна устанавливать и выполнять документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, принятием надлежащих мер по оперативному контролю и за достижением соответствия целевых и плановых экологических показателей организации.

Организация должна устанавливать и выполнять процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде. Эти данные должны включать сведения, получаемые при проведении экологического мониторинга.

Зарегистрированные данные об окружающей среде должны быть удобочитаемы, идентифицируемы и прослеживаемы по охваченным видам деятельности, продукции или услуге. Эти экологические данные должны храниться и вестись таким образом, чтобы их можно было легко найти и защитить от повреждений и потери. Срок их хранения должен быть установлен и зафиксирован. Зарегистрированные данные должны актуализироваться.

В процессе идентификации важные экологические показатели, связанные с деятельностью функциональных единиц, следует, если это уместно, рассмотреть в качестве объектов экологического мониторинга:
  а) выбросы в воздух;
  b) сбросы в воду;
  с) удаление и очистка сточных вод;
  d) радиоактивное заражение местности;
  e) использование сырья и природных ресурсов;
  f) другие локальные экологические изменения.

Таким образом, обзор содержания стандартов серии ИСО 14000 позволяет выявить необходимость организации системы экологического мониторинга для целей управления окружающей средой и мониторинга самой системы управления.

Вопросы для самоконтроля

1. Роль современных стандартов менеджмента в ведении экологического мониторинга.

2. Проанализируйте содержание модели системы управления окружающей средой (рис. 6).

3. Перечислите требования к экологической политике.

4. Основные положения, которые необходимы для ведения динамичной системы управления воздействия на окружающую среду.

5. Идентифицируйте воздействие предприятия на окружающую среду для процедур управления окружающей средой.

6. Обоснуйте необходимость мониторинга управления окружающей средой.

7. Обоснуйте необходимость менеджмента мониторинга окружающей среды.

 

7. Локальный экологический мониторинг

 

Локальный экологический мониторинг предназначен для обеспечения системы управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью своевременной и достоверной информацией, позволяющей оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека, выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели не достигаются, создать предпосылки для разработки мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб окружающей среде.

Предельно допустимая (критическая) нагрузка – показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую природную среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую природную среду.

Особо охраняемые природные территории – государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

 

Программы экологического мониторинга могут быть ориентированы также на достижение специальных целей, связанных с обеспечением управления необходимой информацией для принятия организационных и других мер, для выполнения конкретных природоохранных мероприятий, проектов. Например, мониторинг фоновых величин загрязнений объектов окружающей среды проводится с целью нормирования воздействий на окружающую среду и последующего определения вреда, причиненного в процессе хозяйственной деятельности; мониторинг в условиях аварии или чрезвычайной ситуации имеет целью обеспечение необходимой экстренной информацией служб, занятых ликвидацией аварии и ее последствий.

Одной из основных задач мониторинга является получение надежных, точных и объективных результатов, создание необходимых и достаточных условий, обеспечивающих стабильное получение достоверных результатов.

Эта задача достигается за счет:

- высокой квалификации персонала;

- использования современных средств измерения, испытательного и вспомогательного оборудования;

- применения актуализированной нормативной документации;

- метрологического обеспечения выполнения наблюдений;

- контроля качества результатов мониторинга;

- строгой регламентации ответственности персонала за достоверность и объективность получаемых результатов;

- участия в межлабораторных испытаниях и измерениях;

- постоянного совершенствования всей системы обеспечения качества результатов мониторинга.

Другой задачей экологического мониторинга является получение оперативной информации о воздействиях на объекты окружающей среды с целью принятия управленческих решений. Это достигается за счет оперативной обработки и передачи информации в виде, пригодном для проведения анализа и принятия решений.

К частным задачам экологического мониторинга относятся:

- наблюдение за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду;

- наблюдение за факторами антропогенного воздействиями и их оценка;

- наблюдение за состоянием отдельных компонентов окружающей природной среды и происходящими в них процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

- оценка достоверности данных о загрязнении окружающей среды, полученных расчетным путем (например при расчете рассеивания примесей в приземном слое атмосферы);

- оценка фактического состояния компонентов окружающей природной среды;

- выполнение производственного экологического контроля в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- прогноз изменения состояния компонентов окружающей природной среды под влиянием природных и антропогенных факторов;

- получение количественной информации для планирования природоохранных мероприятий, для планирования инвестиций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: