ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧЕВОГО ПОТОКА
Вопросы для обсуждения:
1. Перечислите фонетические единицы русской речи.
2. Что такое интонация? Перечислите элементы, составляющие интонацию.
3. Что такое ударение? Какие типы и виды ударений вы знаете?
Термины
Интонация – важное средство формирования высказывания и выявления его смысла; явление сложное, состоит из ударения, ритма, темпа, паузы, интенсивности речи, тембра.
Проклитика (греч. προϰλίνω наклоняю вперед) – безударное слово, примыкающее к последующему ударному.
Слог – часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков, образующая артикуляционное единство.
Такт – часть фразы (один или несколько слогов), объединенная общим ударением.
Ударение – выделение речевой единицы с помощью фонетических средств (высота тона, сила артикуляции, длительность произнесения, качества гласного).
Фонетическое слово – самостоятельное ударное слово вместе с примыкающими к нему безударными служебными словами.
|
|
Фраза (греч. ϕράσις – выражение, оборот речи) – высказывание или последовательность высказываний, представляющих собой интонационное единство.
Энклитика (греч. ἐγϰλιτιϰή из ἐγϰλίνω – наклоняю, склоняюсь) – безударное слово, примыкающее к предыдущему ударному.
Домашняя работа
1. Разделите на такты следующий текст. В тактах одной чертой подчеркните проклитики, двумя чертами – энклитики.
Живым духом полнилась округа, леса, кусты, травы, листья. Залетали мухи, снова защелкали о стволы дерев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряжине и беззаботно деранул куда-то; закричали всюду кедровки, костер наш, едва верескавший, воспрянул, щелкнул раз-другой, разбрасывая угли, сам собою занялся огнем. От звука ахнувшего костра совсем близко, за тальником, что-то грузно, с храпом метнулось и загромыхало камнями (А. Астафьев).
2. Приведите примеры слов, состоящих из: а) одного прикрытого слога, б) одного неприкрытого слова, в) одного открытого и одного закрытого слогов, г) одного неприкрытого и двух прикрытых слогов.
Семинарское занятие № 5
Аудиторная работа
1. Определите, подвижное или неподвижное ударение в следующих словах: гора, звонить, бык, бок, сосна, овца, стог, варить.
2. Прочитайте с различной интонацией фразы, определите разницу в постановке пунктуационных знаков:
Ходить – долго не мог.
Ходить долго – не мог.
Врач, может быть, сейчас в палате.
Врач может быть сейчас в палате.
Мост прогнил так, что по нему опасно ехать.
Мост прогнил, так что по нему опасно ехать.
|
|
Прохожий спросил: «Далеко ли до станции?».
Прохожий спросил, далеко ли до станции.
Основная литература
Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.
Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.
Дополнительная литература
Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М., 1977.
Горбачевский А.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических специальностей педагогических университетов. - Челябинск, 1998.
Зализняк А.А. Еще раз об энклитиках в «Слове о полку Игореве» // ВЯ. 2007. № 6.
Князев С.В. О критериях слогоделения в современном русском языке: теория волны сонорности и теория оптимальности // ВЯ. 1999. № 1.
Красухин К.Г. Акцентология в предыстории индоевропейских языков // ВЯ. 1998. № 6.
Семинарское занятие № 6