Субъективная оценка влияния со-бытийной общности на ее участников год спустя

 

Сфера влияния РодМир% Перекресток% Пирамида%
Я (индивидуальность) 65.5 69.9 61.9
Чувство общности с другими 74.7   73.8
Ценностно-смысловая сфера 68.4 61.5 60.7
Рефлексия вовне 64.3 59,6 63.1
Самоанализ 78.9 75,2 76.2
Свобода самовыражения (деятельность) 74.3 77,7 70.2
Способность к самостоятельному выбору 71.05 60,1 63.1

 

Данные в таблице представлены в процентном соотношении отметивших от общего количества участников. В со-бытийных детско-взрослых общностях «РодМир» и «Перекресток» участвовали старшеклассники, в «Пирамиде» участниками были студенты.

Полученные данные свидетельствуют, что день, прожитый как со-бытийная детско-взрослая общность, остался в памяти юношества как значимое событие, так как высокие ответы были получены по всем выделенным направлениям. На первом месте и у студентов и у школьников оказалось влияние дня на их способность к самоанализу. Со-бытийная общность стимулирует становление и развитие рефлексии, субъектных качеств юношества, способности осознавать себя, свои действия.

В дальнейшем, при взаимодействии со студентами на семинарах и практических занятиях по педагогике, участники довольно часто обращались к пережитому опыту, что может служить подтверждением значимости для них данного опыта.

Участники старшеклассники моделируемых и проведенных детско-взрослых общностей (на базе МОУ гимназия № 33 г. Ульяновска), становились друзьями в школьной жизни, организовывали инициативные творческие группы в проведении других школьных дел. Постепенно участники первых «Дней старшеклассника» становились организаторами последующих.

Проведенное исследование, в целом подтвердив значимую роль детско-взрослой общности в воспитании и развитии субъектности юношества, позволило сделать следующие выводы.

1. Развитие и воспитание человека в общности проходит в двух аспектах: через смену базовых для развития человека общностей на каждом возрастном этапе (для юношества это общность со сверстниками и значимыми взрослыми), а также через вхождение юношества в различные общности и социальные группы в разных ролях и позициях. Детско-взрослая общность понимается как первичная группа детей и взрослых, в которой проявляются схожие потребности и интересы, осуществляется пересечение ценностей и смыслов участников в совместной деятельности и общении, формируются формальные и неформальные связи и отношения между участниками.

2. Детско-взрослая общность обладает рядом основных характеристик, влияющих на субъектность участников, находящихся во взаимозависимости и по-разному проявляющихся в процессе функционирования общности:

- эмоционально-психологическая характеристика детско-взрослой общности отражает формирование эмоционально-психологических связей и отношений в ней, проявляется в общих эмоциональных переживаниях, в эмпатийном единстве, в гуманистическом микроклимате внутри общности, в групповой эмоциональной идентификации, «чувстве МЫ»; находит выражение в эмотивной и идентифицирующей функциях общности;

- коммуникативно-деятельностная характеристика детско-взрослой общности показывает наличие пространства для открытого позиционного взаимодействия участников в общении и деятельности, для получения ими нового опыта деятельности, для творческого самовыражения, реализуется через групповую активность, в которой проявляется субъектная позиция каждого; находит выражение в отношенческой и коммуникативно-деятельностной функциях общности;

- ценностно-смысловая характеристика детско-взрослой общности дает представление о формирующихся в общности ценностях и смыслах, нормах и правилах, показывает проявление общего ценностно-смыслового пространства и индивидуальной субъектной позиции отдельного участника; находит выражение в ценностно-нормативной и отношенческой функциях общности;

- рефлексивная характеристика детско-взрослой общности показывает наличие в ней двух пластов взаимодействия: на предметном и на рефлексивном уровне (уровне осознания), отражает процессы индивидуальной и групповой рефлексии, их роль в функционировании общности и проявлении субъектной позиции каждого участника; находит выражение в когнитивно-рефлексивной функции общности.

3. Все богатство детско-взрослых общностей может быть типологизировано исходя из критериев: открытости – закрытости и структурированности – неструктурированности. Выделены четыре типа детско-взрослых общностей. Для каждого типа указаны наиболее характерные примеры: закрытый структурированный тип – класс; открытый структурированный – клуб по интересам; открытый неструктурированный – игровая общность; закрытый неструктурированный – тренинговая группа.

4. Детско-взрослая общность влияет на процесс воспитания и развития субъектности при проявлении следующих условий, ее характеризующих:

- тип связей и отношений, культивируемых в общности, должен носить со-бытийные характеристики (преодоление симбиотической сращенности и формализованности отношений);

- организация рефлексивных процессов в общности направляет развитие субъектных качеств участников;

- существование общности должно проходить через позиционное взаимодействие ее членов;

- позиция, занимаемая взрослыми в детско-взрослой общности, должна выстраиваться в логике содействия и поддержки, что позволяет юношеству выйти на проявление субъектных качеств, тогда как доминирование взрослого или, напротив, неразличимость позиции взрослого в общности тормозит развитие субъектности юношей.

5. Наиболее благоприятным условием для проявления и развития субъектных качеств юношества является проявление со-бытийности в детско-взрослой общности. Со-бытийность как мерцательное состояние детско-взрослой общности определяет ее качественные характеристики, влияющие на воспитание и развитие субъектных качеств юношества.

Со-бытийная детско-взрослая общность может проявляться в существующей детско-взрослой общности или создаваться взрослым как кратковременная детско-взрослая общность.

6. Субъектность заключается в способностях юношества проявлять качества и свойства субъекта. Основным качеством, характеризующим субъектность юношества, является его осознанная активность как главная черта человеческого Я.

Проявления активности Я человека находят отражение в следующих компонентах субъектности: ценностно-смысловом, операционально-деятельностном, рефлексивном.

Особую роль в проявлении и развитии субъектности юношества играет рефлексия. Субъектом является юноша, способный к осмысленному действию, выстраиваемому на основании рефлексии.

Со-бытийная общность является необходимым основанием, обеспечивающим проявление и развитие всех выделенных компонентов субъектности в единстве, является пересечением индивидуальной жизни (бытия) человека с миром (бытием) других людей.

Субъектность проявляется на различных уровнях (субъект действия; субъект деятельности; субъект авторской деятельности; субъект жизненного пути), которые проявляются в операционально-деятельностном компоненте субъектности.

7. В детско-взрослой общности юношество может проявить следующие стратегии поведения, отражающие проявление субъектных качеств:

· «избирательную стратегию», предполагающую формальное участие в делах общности;

· «стратегию эмоциональной включенности», предполагающую принятие ценностей общности, преобладание неосознанных, спонтанных действий субъекта, основанных на эмоциональных факторах;

· «стратегию деятельностной включенности», предусматривающую осознание содержания жизни сообщества, его деятельности, целей, активное участие в деятельности общности;

· «авторскую стратегию» – самостоятельную деятельность, инициативу и ответственность, творческий поиск по привнесению в общность новых идей и целей;

· «социокультурную стратегию» – выход авторской активности юношества за пределы общности, стремление усовершенствовать социокультурные процессы.

8. Критериями, проявляющими сформированность субъектности юношества, являются характеристики того или иного компонента субъектности. Выделяются следующие критерии: операционально-деятельностный – отражает проявление уровней субъектности в деятельности, стратегии поведения в общности; рефлексивный – отражает наличие и глубину рефлексии у юноши; ценностно-смысловой – показывает позицию, проявляемую субъектом в общности.

Уровни сформированности субъектности отражают видимые изменения в компонентах субъектности в процессе функционирования детско-взрослой общности. Выделяются четыре уровня сформированности субъектности: нулевой, низкий, средний, высокий.

В результате опытно-экспериментальной работы (в выделенных типах общности) были получены результаты, фиксирующие позитивное изменение по всем выделенным критериям субъектности, повышение уровня сформированности субъектности в процессе функционирования детско-взрослой общности.

Наиболее благоприятные условия для воспитания и развития субъектности юношества проявляются в открытой неструктурированной общности, имеющей характеристики событийности.

8. Педагогическое содействие становлению и развитию субъектных качеств юношества включает:

- педагогическое содействие в индивидуальном взаимодействии с юношей, как педагогическая поддержка в проблемной ситуации, стимулирование субъектных качеств в преобразовании своей проблемной ситуации в задачу деятельности посредством рефлексии;

- педагогическое содействие через проявление и функционирование детско-взрослой общности, где педагог проявляет все основные характеристики детско-взрослой общности, содействует юношеству в смене и развитии стратегий поведения в общности, индивидуальных уровней субъектности.

9. Алгоритм педагогического содействия воспитанию и развитию субъектности юношества в детско-взрослой общности включает следующие этапы: эмоциональное и деятельностное включение участников; проблематизация; позиционирование; проектная деятельность; закрепление. Смена этапов осуществляется через рефлексивные процессы в общности.


СПИСОК ОСНОВНЫХ РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: