а,
Используется при планировании занятий
п 1. Перечень навыков самообслуживания,
Формируемых в детском саду на третьем году жизни
(Составлен на основе программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Изд. 3-е, переработанное. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.)
Практические умения
Умывание. С небольшой помощью взрослого мыть руки, соблюдая следующую последовательность.
Взрослый помогает закатать рукава, отрегулировать струю воды, ребенок самостоятельно смачивает руки в воде, берет мыло, намыливает руки. Взрослый показывает, как сделать много пены, ребенок повторяет намыливающие движения, смывает мыло, закрывает кран, если кран тугой, взрослый сам окончательно закрывает его. Ребенок самостоятельно вытирает руки и лицо полотенцем, взрослый обращает внимание ребенка на то, чтобы руки и лицо были сухими. По своему побуждению или по напоминанию взрослого ребенок охотно моет руки.
Уходзз внешнимвидом. Радоваться чистой, красивой одежде, аккуратной прическе. Испытывать чувство брезгливости от загрязненной одежды, грязных рук, непричесанных волос, обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить это. Радоваться, когда такие неприятные моменты устранены. По напоминанию взрослого пользоваться носовым платком, класть его в карманчик.
|
|
Поведение зя столом. Выражать стремление есть самостоятельно, отказываться от предложения есть с ложечки. Держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу. Радоваться, что умеет есть самостоятельно, как старшие. По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой. Замечать по показу воспитателя красиво сервированный стол, красочную посуду, вкусную еду. Узнавать и называть некоторые блюда. По напоминанию взрослых говорить «спасибо», помогать убирать за собой тарелку, чашечку, салфетку. Дома наблюдать, как мама моет посуду, делать попыт-
ки вымыть свою чашечку, тарелку, подать бабушке хлеб, пирожок.
Уход зя вещами и игрушками. Вместе со взрослым и по его показу складывать игрушки на место, вешать одежду, ставить обувь. Наблюдать, как взрослый стирает, гладит, чистит одежду, принимать участие в мытье игрушек, в купании кукол.
Одевание. Учиться по показу взрослого снимать и надевать одежду, расстегивать большие пуговицы спереди, шнуровать ботинки. Знать свои вещи, радоваться опрятной одежде.
Игровые умения. В игре отражать процессы умывания, одевания, еды. Кормить, купать, одевать игрушки, «учить» свои игрушки правильно кушать, умываться. В играх-демонстрациях, показываемых воспитателем, помогать кукле правильно одеваться, приносить зайчику все, что нужно для купания зайчат и т.д.
|
|
Навыки когнитивного развития детей раннего возраста
(По «РоЛа^е ЕдисаИоп Рго§гатте»; расширено и дополнено по материалам психолого-педагогического обследования, разработанным Стребелевой Е.А.)
От года до двух лет
Вынимает предметы один за другим из коробочки.
Кладет предметы в коробочку один за другим
По просьбе берет знакомую игрушку при выборе из двух, затем из трех.
Показывает части тела.
Вставляет штырьки в доску с отверстиями.
Строит башню из двух-трех кубиков.
После нескольких попыток проталкивает шар в отверстие коробки.
Указывает на себя, когда его спрашивают: «Где (имя)?».
Подбирает однородные предметы (пары или две группы резко различающихся предметов).
Рисует каракули.
Вставляет пять штырьков в доску с отверстиями.
Показывает на картинке названный предмет.
Подбирает пару, состоящую из предмета и картинки с изоб- ! ражением данного предмета.
Перелистывает страницы в книге, чтобы найти картинку. '•'
Вставляет в доску Сегена две формы. -<в
Собирает пирамидку без учета размера.
Проталкивает в коробку с отверстиями три вкладыша (шар, куб, равносторонняя треугольная призма)
От двух до трех лет
Строит башню из пяти кубиков.
Строит из кубиков поезд.
Рисует вертикальную линию.
Рисует горизонтальную линию.
Рисует округлые формы.
Показывает большие и маленькие предметы.
Показывает на кукле и на картинке основные части лица и тела.
Собирает пирамидку из трех-четырех колец с учетом величины.
Сортирует по форме.
Сортирует по цвету.
На слух определяет, какой инструмент издает определенный звук (труба, гармошка, барабан).
Собирает 3-4-составные матрешки, бочонки.
Называет действия, изображенные на картинке (возможно использование жестов и звукоподражаний).
По просьбе кладет предмет «в», «на», «под».
Показывает предмет по описанию его назначения (чем причесываются, чем кушают и т. п.).
Составляет разрезную картинку из двух-трех частей.
Решает практические задачи методом проб и ошибок.