Идея развития является одним из важнейших элементов современного научного диалектико-материалистического подхода к изучению окружающего нас мира.
В области биологических наук идея развития нашла наиболее полное воплощение в эволюционной теории Ч.Дарвина. Однако теория Дарвина, представившая убедительные доказательства исторического развития живых организмов и впервые объяснившая движущие силы и пути эволюции, явилась завершением длительного процесса становления эволюционных воззрений, истоки которого восходят к древним культурам Запада и Востока.
Идеям об изменяемости живых существ, о развитии живого противостояло господствовавшее много веков и всегда поддерживаемое церковью представление о возникновении живого в результате акта творения, о постоянстве и неизменности всего существующего. Эта концепция вошла в историю под.названием креационизма (лат. creatio— создаю, творю).
Наиболее ранние воззрения, допускающие изменяемость живого, получили название трансформизма (лат. transformatio — изменяю, преобразовываю). Трансформизм еще не связывал наблюдаемые в органическом мире изменения, развития и происхождением высшихот низших. В теориях трансформистов (Ж. Бюффона и др.) идея развития еще не воспринимается как исторический процесс. Для эволюционных теорий, эволюционизма (лат. evolutio — развертываю) характерно признание исторического развития живого.
|
|
Первая эволюционная теория была создана Ж. Б. Ламарком в 1809 г. Однако Ламарк ошибочно полагал, что для эволюции достаточно одного прямого влияния среды, упражнения и неупражнения органов, приводящих к адекватной изменчивости. Он верил, что высшие животные могут изменяться также под влиянием внутренней тенденции к совершенствованию. Ламарк допускал наследование приобретенных признаков и считал, что это приводит к эволюции.
Эволюционная теория Ламарка была ошибочной. В его время наука еще не располагала достаточным количеством фактов для обоснования эволюционной идеи. Для полного торжества учения об эволюции потребовалось еще 50 лет накопления научных фактов.
Современный период синтеза дарвинизма и генетики. В XX в. в связи с развитием генетики были разработаны и уточнены многие положения эволюционного учения.
После выхода в свет «Происхождения видов...» Дарвина против его теории выступил инженер Ф. Дженкин, утверждавший, что возникший новый признак не может быть поддержан отбором. Он рассуждал так: носителем нового признака является одна особь, при скрещивании с другими особями, не имеющими этого признака, потомство будет иметь его лишь наполовину, в следующем поколении на одну четверть и т.д. В конце концов новый признак совсем растворится.
|
|
Действительно, для Дарвина и его современников оставалось загадкой, каким образом новые признаки не утрачиваются в результате скрещивания. Этот «загадочный факт» нашел объяснение в опытах Менделя. Открытие корпускулярного характера наследственного субстрата опровергло представление о растворении и слиянии наследственных факторов при скрещивании.
Один из упреков в адрес Дарвина заключался в том, что его теория не может объяснить появление и сохранение признаков, кажущихся бесполезными. В настоящее время считают, что многие морфологические признаки, как будто бы не имеющие значения для выживания, развиваются, по-видимому, у организмов вследствие плейотропного действия генов или обусловлены генами, тесно сцепленными в хромосомах с генами, кодирующими жизненно важные признаки. Эти же соображения применимы для объяснений многих корреляций в организме.
Важной заслугой генетики является установление того факта, что для эволюции имеет значение только наследственная (генеративная, по Дарвину — неопределенная) изменчивость.