Часть 1
Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
А) Алексей перевёлся с биологического факультета университета на химический факультет.
Б) Инженер Семён был назначен начальником отдела.
В) Студентка Ольга вышла замуж за своего однокурсника, принадлежащего
к той же социальной страте, что и она.
Г) Предприниматель Иван разорился.
Д) Екатерина вступила в общество охраны природы.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
1. горизонтальная
2. вертикальная
1-А,В,Д 2-Б,Г
Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите циф р ы, под которыми они указаны.
1) Социализация индивида всегда происходит стихийно.
2) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норм и образцов поведения.
3) Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшее окружение: семья, друзья, ровесники.
|
|
4) Агенты социализации всегда несут ответственность за усвоение индивидом норм и ценностей, выработанных коллективным сознанием.
5) В результате социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Демографическая группа; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5) социальная группа.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социологи подчёркивают, что социальный(А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и
(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности(В).
Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных(Г), которые регулируют деятельность людей.
Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и(Д) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или(Е)».
|
|
Cписок те р минов:
1) ответственность 2) общество 3) контроль 4) властность 5) гражданин 6) механизм 7) самостоятельность 8) самоконтроль 9) статус
Часть 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, и одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: малая группа — устойчивое объединение людей, связанных совместной деятельностью;
2) одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, например: Малые группы делятся на формальные и неформальные;
3) одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы, например: Члены семьи как малой группы связаны общностью быта, взаимной заботой.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией об уровнях мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденно-практический и теоретический уровни мировоззрения;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения;)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую функцию мировоззрения, например: Мировоззрение является основой самооценки человека и его оценок событий и процессов окружающей действительности.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Назовите любые три агента социализации и проиллюстрируйте примером действие каждого из них.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие агенты социализации:
1) семья: (В семье Лена усвоила основные правила вежливого обращения.)
2) школа: (Учащиеся 2 класса, принимая участие в школьных патриотических праздниках, научились уважать героическое прошлое своей страны.)
3) средства массовой информации. (Чтение статей на общественно- политическую тематику помогло Насте сформировать свою осознанную гражданскую позицию.)