Проблема социальной стратификации

1. Понятие социальной стратификации.

2. Основания социальной стратификации:

а) доходы (богатство);

б) объём власти;

в) престиж профессии;

г) уровень образования.

3. Исторические типы стратификации:

а) рабство;

б) кастовая система;

в) сословная система;

г) социальные классы.

4. Теории социальной стратификации.

5. Средний класс в современном западном обществе.

6. Маргинальность как промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо социальными группами.

 

Социальная стратификация общества

1. Что такое социальная стратификация.

2. Критерии социальной стратификации:

а) власть;

6) доход и богатство;

в) престиж профессии;

г) уровень образования.

3. Исторические системы стратификации:

а) рабство;

б) касты;

в) сословия;

г) классы.

4. Социальная стратификация и социальное неравенство.

Образование как социальный институт

1. Функции образования:

а) передача знаний и культурного опыта общества;

б) социализация новых поколений;

в) обеспечение потребностей развития общества и государства и др.

2. Система образования:

a) общее образование;

б) профессиональное образование;

в) дополнительное образование.

3. Тенденции развития современного образования:

а) гуманизация;

б) информатизация;

в) интернационализация;

г) гуманитаризация и др.

4. Конституционные гарантии права граждан на получение образования.

5. Ценность образования на протяжении всей жизни.

Наука как социальный институт

1. Понятие наука.

2. Признаки науки:

а) объективность;

б) доказательственность;

в) точность;

г) особый язык;

д) специальные методы.

3. Методы научного познания:

а) эмпирические;

б) теоретические.

4. Основные мыслительные операции:

а) анализ;

б) синтез;

в) абстрагирование;

г) сравнение.

5. Виды научных дисциплин:

а) гуманитарные;

б) технические;

в) естественные.

6. Функции науки:

а) экономическая;

б) социальная;

в) производственная.

Г) познание мира

7. Роль науки в жизни общества.

 

«Религия как социальный институт».

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Что такое религия.

2. Религиозные организации:

а) церковь;

6) секты.

3. Функции религии:

а) мировоззренческая;

б) воспитательная;

в) регулирующая;

г) компенсаторная;

д) коммуникативная и др.

4. Виды религий:

а) политеистические, монотеистические;

б) архаические, национально-государственные, мировые.

5. Особенности мировых религий.

6. Свобода совести.

 

 

Тема №:.

Часть 1

 

Часть 2

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕЕННЫЕ СВЯЗИ, АРГУМЕНТАЦИЯ

 

ПЛАН

 

ЭССЕ

 

ПРАВО

Ниже приведён перечень прав и обязанностей. Все они, за исключением двух, относятся только к правам работника.

1) бережно относиться к имуществу работодателя,2) получать заработную плату своевременно и в полном объёме,3) трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены,4) добросовестно исполнять свои трудовые функции,5) иметь полную достоверную информацию об условиях труда,6) заключать трудовой договор.

Выберите два пункта, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

Автор, рассматривая книгу как материальный предмет, констатиро­вал, что этим ее свойства не ограничиваются. Какие специфические свойства позволяют относить книгу, прежде всего, к духовным цен­ностям? Приведите три таких свойства.

В правильном ответе могут быть названы следующие свойства: 1) книга отражает внутренний мир, ценностную систему ав­тора; 2) книга призвана нести знания, сохранять и передавать опыт поколений; 3) книга обращена к читателю, призвана обогатить его, за­ставить размышлять и пр. Могут быть названы другие свойства.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составь­те два предложения, содержащие информацию о политической идеологии.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например:

— «политическая идеология — это определенная сово­купность взглядов и идей, отражающих понимание вла­сти, государственного устройства, способов управления обществом»;

2) два предложения с информацией о политических идеоло­гиях, опирающейся на знания курса, например:

— «Основными политическими идеологиями выступают кон­серватизм, либерализм, социал-демократия и коммунизм».

— «В политической идеологии отображены интересы опреде­ленных групп населения».

 

Американский ученый Ф. Фукуяма в работе «Конец истории» (1992 г.) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в плане­тарном масштабе: «У либерализма не осталось никаких жизнеспособ­ных альтернатив». Выразите свое отношение к данному тезису и обос­нуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жиз­ни и знания обществоведческого курса.

 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) позиция выпускника, например, несогласие с тезисом Ф. Фукуямы; 2) три аргумента, например: — в современном мире сосуществуют как общества с рыноч­ной экономикой, так и общества с традиционной и смешан­ной экономическими системами; — применимость модели либеральной демократии в конкрет­ной стране ограничивается, например, менталитетом нации; — в современном мире существуют как общества, основан­ные на ценностях либеральной демократии, так и авторитарные, тоталитарные общества. Могут быть приведены другие аргументы. Может быть выражена и обоснована другая позиция выпуск­ника.

 

Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора о том, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность.

 

В правильном ответе должны быть приведены примеры, под­тверждающие отношение указанных профессий к духовной деятельности, допустим: 1) преподаватель биологии объединил ребят, помог им соз­дать в школе экологическую организацию, начать работу по очистке ближайшего лесопарка — эта деятельность педагога воспитывала и развивала учеников; 2) артист, сыгравший роль князя Мышкина в экранизации «Идиота» Ф. М. Достоевского, заставил многих людей взять книгу и прочесть роман — деятельность артиста в определен­ной мере изменила зрителей; 3) проповедь священника способствует обращению паствы к нравственным ценностям, праведной жизни; 4) журналист, бескомпромиссно публикующий материалы о проблемах страны, собственным примером воздействует на гражданское сознание читателей, зрителей. Могут быть приведены другие примеры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: