Вместе с ребенком, а не Вместо него

Следуя этому принципу, взрослый вскоре увидит, как заметно выросла самостоятель­ность его любимого чада, еще вчера такого беспомощного. Однако вместе с радостью приобретения, возможно, возникнет и некоторое чувство потери: обретая само­стоятельность, ребенок утрачивает готов­ность безоговорочно подчиняться и слу­шаться. Он все чаще и настойчивее выра­жает «свое мнение» по разным поводам. Более того, с позиции «умеющего» он мо­жет вдруг выдать критические замечания в отношении самого взрослого, и иногда очень обидные!

Развитие самостоятельности у ребенка создает реальную почву для непослуша­ния. Одна бабушка жаловалась на внука: «Мы все делали: раскрепощали, развивали, предоставляли полную свободу, чтобы рос самостоятельным. А теперь он сел нам на шею и всеми взрослыми командует! Насто­ящий семейный деспот!». Заметим: «деспо­ту» едва исполнилось 6 лет (!).

Понятно, что проблемы воспитания в этой семье возникли из-за отсутствия ра­зумных ограничений и требований элемен­тарной дисциплины.

 

Послушный ребенок — мечта

Родителей, или Повод задуматься

 

Из разговора двух молодых мам: «Тебе хорошо рассуждать, твоя Вика спокойная, послушная девочка, а мой Сашка, как юла, часами крутится, не присядет. Я все время рядом с ним, к вечеру просто с ног валюсь. Почти одновременно с ним засыпаю. Ка­кие уж тут книги, фильмы, передачи. Мо­жет быть, и хочется почитать, посмотреть телевизор, но сил не хватает…».

Судя по реплике, говорившая мама зави­дует подруге, у которой дочка «спокойная, послушная девочка». Конечно, с таким ре­бенком родителям (учителям, воспитате­лям) гораздо легче, чем с непоседой. Одна­ко опытные педагоги почему-то чаще пред­почитают работать не с тихонями, а с шуст­рыми, подвижными детьми и даже с озор­ными и вредными. Наверное, потому, что более активные дети вносят в общение не только шум и суету, но и определенную по­ложительную энергетику. Одна уже немо­лодая учительница, творческая личность и большой души человек, так сказала о своем отношении к тихоням и непоседам: «По­слушные дети — это удобно: никаких про­блем с дисциплиной, домашние задания выполняются аккуратно, уроки проходят гладко, но мне с такими детьми скучно. От них никогда не услышишь неожиданного, интересного вопроса, да и вообще они ред­ко о чем-либо спрашивают, ничем особенно не интересуются. Они ведут себя, конечно, хорошо, но мыслят слишком правильно, по шаблону, не выходя за рамки освоенного. У них нет своей позиции, нет творческого от­ношения к тому, что они делают».

Ну и что, скажете вы, разве это плохо, ес­ли ребенок мыслит в рамках освоенного, изученного? Не всем же быть творцами. Да и какое может быть «свое» мнение у школь­ника — он должен учить то, что задают.

А как же личностное развитие ребенка, его самостоятельность?

Идеально послушный ребенок всегда слушается взрослых. Привыкая безогово­рочно выполнять указания окружающих, он отказывается от проявления собствен­ных желаний. Всегда полагаясь на взросло­го, он не получает опыта самостоятельных решений, а решения, навязанные извне, не порождают чувства ответственности за их воплощение в жизнь. Ведь психологически человек несет ответственность только за свои решения. Поэтому можно утверж­дать: чем раньше ребенок приобретет на­выки (и способность) принимать собствен­ные решения (и реально отвечать за их по­следствия), тем глубже укоренится в нем способность быть ответственным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: