Следуя этому принципу, взрослый вскоре увидит, как заметно выросла самостоятельность его любимого чада, еще вчера такого беспомощного. Однако вместе с радостью приобретения, возможно, возникнет и некоторое чувство потери: обретая самостоятельность, ребенок утрачивает готовность безоговорочно подчиняться и слушаться. Он все чаще и настойчивее выражает «свое мнение» по разным поводам. Более того, с позиции «умеющего» он может вдруг выдать критические замечания в отношении самого взрослого, и иногда очень обидные!
Развитие самостоятельности у ребенка создает реальную почву для непослушания. Одна бабушка жаловалась на внука: «Мы все делали: раскрепощали, развивали, предоставляли полную свободу, чтобы рос самостоятельным. А теперь он сел нам на шею и всеми взрослыми командует! Настоящий семейный деспот!». Заметим: «деспоту» едва исполнилось 6 лет (!).
Понятно, что проблемы воспитания в этой семье возникли из-за отсутствия разумных ограничений и требований элементарной дисциплины.
|
|
Послушный ребенок — мечта
Родителей, или Повод задуматься
Из разговора двух молодых мам: «Тебе хорошо рассуждать, твоя Вика спокойная, послушная девочка, а мой Сашка, как юла, часами крутится, не присядет. Я все время рядом с ним, к вечеру просто с ног валюсь. Почти одновременно с ним засыпаю. Какие уж тут книги, фильмы, передачи. Может быть, и хочется почитать, посмотреть телевизор, но сил не хватает…».
Судя по реплике, говорившая мама завидует подруге, у которой дочка «спокойная, послушная девочка». Конечно, с таким ребенком родителям (учителям, воспитателям) гораздо легче, чем с непоседой. Однако опытные педагоги почему-то чаще предпочитают работать не с тихонями, а с шустрыми, подвижными детьми и даже с озорными и вредными. Наверное, потому, что более активные дети вносят в общение не только шум и суету, но и определенную положительную энергетику. Одна уже немолодая учительница, творческая личность и большой души человек, так сказала о своем отношении к тихоням и непоседам: «Послушные дети — это удобно: никаких проблем с дисциплиной, домашние задания выполняются аккуратно, уроки проходят гладко, но мне с такими детьми скучно. От них никогда не услышишь неожиданного, интересного вопроса, да и вообще они редко о чем-либо спрашивают, ничем особенно не интересуются. Они ведут себя, конечно, хорошо, но мыслят слишком правильно, по шаблону, не выходя за рамки освоенного. У них нет своей позиции, нет творческого отношения к тому, что они делают».
Ну и что, скажете вы, разве это плохо, если ребенок мыслит в рамках освоенного, изученного? Не всем же быть творцами. Да и какое может быть «свое» мнение у школьника — он должен учить то, что задают.
|
|
А как же личностное развитие ребенка, его самостоятельность?
Идеально послушный ребенок всегда слушается взрослых. Привыкая безоговорочно выполнять указания окружающих, он отказывается от проявления собственных желаний. Всегда полагаясь на взрослого, он не получает опыта самостоятельных решений, а решения, навязанные извне, не порождают чувства ответственности за их воплощение в жизнь. Ведь психологически человек несет ответственность только за свои решения. Поэтому можно утверждать: чем раньше ребенок приобретет навыки (и способность) принимать собственные решения (и реально отвечать за их последствия), тем глубже укоренится в нем способность быть ответственным.