Перед любым руководителем в процессе делегирования возникает вопрос: что же можно поручить своему подчиненному, а что лучше выполнить самому? Поэтому следует четко представлять ситуации, когда делегирование целесообразно или даже необходимо.
Передачу полномочий целесообразно использовать в следующих случаях:
1. подчиненный может сделать данную работу лучше руководителя. К сожалению, многие руководители всячески избегают признавать у подчиненных такие способности, оберегая свою репутацию;
2. чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться решением данной проблемы. Отказ от делегирования ведет к перегруженности руководителя, замедлению процесса принятия решений и к разладу в системе управления;
3.делегирование используется в качестве метода обучения перспективных сотрудников для формирования из них кадрового резерва;
4.делегирование позволит руководителю сосредоточиться на решении более важных задач;
5. делегирование используется в качестве своеобразного метода изучения коллектива и деловых качеств подчиненных. Поручая своим подчиненным те или иные задачи, руководитель дает им возможность проявить свои способности;
|
|
6. руководитель вынужден отсутствовать в течение продолжительного времени.
Чтобы осуществить эффективное делегирование работы, нужно:
- определять ответственность и полномочия за каждый вид деятельности;
- избегать подробного инструктирования;
- не делать выводов за подчиненных;
- побуждать подчиненных к инициативе;
- спокойно воспринимать незначительные ошибки и сбои в работе подчиненных;
- подбирать конкретную работу, которую можно осуществлять качественно.
Условия, необходимые для эффективного делегирования полномочий:
1. четко представлять результаты. Ожидаемые от действий своих подчиненных;
2. определить сроки и формы, в которых эти результаты должны быть представлены;
3. четко контролировать результаты работы и обеспечить исполнительную дисциплину работников;
4. обеспечить должностными инструкциями каждого работника.
Эффективность делегирования снижается из-за типичных ошибок руководителей:
- плохое объяснение поручения;
- неумение проверить выполнение работы;
- боязнь уронить свой авторитет;
- недоверие к исполнению поручения;
- умаление роли подчиненного;
- консерватизм мышления;
- неразбериха в вопросе права подписи документов;
- неоперативность контроля исполнения решений.
Возлагая на работника какую-то задачу и ответственность за ее выполнение, следует всемерно поддерживать авторитет этого работника, подчеркивать его роль.