Эта группа методов влияния основана на знании познавательных процессов и закономерностей конструирования образов ситуации. Одна из основных задач здесь — презентация субъектом влияния информации, передаваемой объекту определенным способом, исходя из стратегической цели влияния. Итак, цели влияния определяют параметры оптимизации и конструирования и выбор используемых средств воздействия.
Приемы влияния, способствующие решению этой задачи, могут быть реализованы вместе, а также по отдельности и направлены на достижение следующих промежуточных целей с помощью следующих методов:
♦ оптимизация подачи предъявляемой исходной информации;
♦ конструирование психологически однозначного образа реальности;
♦ конструирование психологически неоднозначного образа ситуации.
Рассмотрим далее несколько подробнее перечень приемов, сопоставив их с соответствующими методами влияния. Итак, существуют три основные метода.
Метод оптимизации предъявления информации, включающий приемы оптимизации:
|
|
♦ процессов внимания объекта;
♦ объема предъявления информации;
♦ скорости предъявления информации;
♦ сложности стимулов информации;
♦ фиксации следов влияния;
♦ потенциала возбуждения.
Метод конструирования единообразной модели реальности, включающий следующие приемы:
1) фиксация внимания на однозначно представленных объектах, связях, оценках, отношениях, возможностях, перспективах;
2) оперативное информирование, упреждающее общественное мнение общества;
3) наставничество;
4) личный пример;
5) обеспечение видения ситуации за счет сообщения ложного факта;
6) закрепление стереотипа оценок или поведения путем ориентации групповой нормой;
7) апелляция к общественному мнению путем придания его огласке;
8) создание ориентирующей ситуации;
9) поддержание авторитета управленческой вертикали;
10) естественного следствия;
11) генерализации установки;
12) свидетельствования;
13) маркирование ситуации с использованием:
♦ прошлого опыта;
♦ ориентирующих элементов;
♦ механизмов вариативной интерпретации действительности;
♦ эффекта ореола;
♦ стереотипов оценки;
♦ фиксации внимания на контрасте.
Метод конструирования психологически неоднозначной модели реальности, включающий приемы:
1) фрагментарность информирования;
2) фиксация внимания на:
♦ противоречиях в суждениях;
♦ высокой неопределенности в оценке — обстоятельств удовлетворения потребностей; значимости затраченных усилий; личных перспектив;
3) контраст содержания:
♦ восприятия и информации;
♦ личного опыта и деклараций;
♦ подобранных фактов и лозунгов;
4) использование неформальных каналов распространения слухов;
5) включение в систему противоречивых требований.