Практическое занятие 12. «Прокуратура Российской Федерации» (начало)

«Прокуратура Российской Федерации» (начало)

(2 ак. ч.)

Содержание (план) практического занятия.

План:

1. Конституционный статус прокуратуры РФ. Место прокуратуры в системе органов государственной власти.

2. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ.

3. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

4. Система органов и организаций прокуратуры: общая характеристика.

5. Система и структура территориальных прокуратур.

6. Виды, особенности организации и деятельности специализированных прокуратур.

7. Генеральная прокуратура РФ.

Задания для подготовки к практическому занятию

 

1. Устно. Изучите разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

2. Устно. Ознакомьтесь с материалами, размещенными на официальном web-сайте Генеральной прокуратуры РФ (http://genproc.gov.ru): с общей информацией об организации и деятельности Генеральной прокуратуры РФ, с видеоматериалами, с материалами о проведенных прокурорских проверках и вынесенных актах прокурорского реагирования (в разделе «Новости»), посетите страницу Генерального Прокурора РФ и др.

3. Устно. Ознакомьтесь с одним-двумя последними номерами периодического издания Генеральной прокуратуры РФ - журналом «Законность», посетив web-сайт данного издания (http://www.pressa-lex.ru). Какие материалы публикуются в данном издании, каково их значение, кем и в каких целях могут использоваться эти материалы?

4. Устно. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 г. «О суде»[1] наряду с судами, институтами судебных следователей, присяжной и частной адвокатуры была упразднена российская прокуратура (п. 3 Декрета).

«Ее деятельность не возобновлялась более четырех лет. Однако первые годы существования советской власти показали насущную необходимость создания единого органа, осуществляющего надзор за соблюдением законов. В это время под эгидой Народного комиссариата юстиции РСФСР началась работа по подготовке проекта возрождения российской прокуратуры.

На сессии ВЦИК, обсуждавшей проект Положения о прокурорском надзоре, представленный НКЮ РСФСР, развернулась борьба по вопросам формирования и подчинения органов прокуратуры. Противники проекта выступали против централизации органов прокуратуры и независимости их от местных органов. Они вносили предложения о «двойном» подчинении прокуроров – центральной прокурорской власти и губисполкомам. Авторы проекта обвинялись в том, что закрепление в Положении принципов единоначалия и строгого подчинения прокуроров центральной прокурорской власти – прокурору республики, их независимость от местных органов повлекут за собой «нарушение Конституции». Это изображалось как «проявление недоверия местным органам власти», «высокомерие центра» и т.а. Представленный НКЮ РСФСР проект не был принят.

Следивший за ходом разрешения вопроса о прокуратуре, но не присутствовавший на заседании сессии ВЦИК В.И.Ленин написал свое известное письмо «О «двойном» подчинении и законности», … в котором были сформулированы принципы организации и деятельности советской прокуратуры, которые нашли закрепление в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г.».[2]

Датой создания советской прокуратуры считается 28 мая 1922 г., когда III сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета утвердила «Положение о прокурорском надзоре».[3]

Изучите письмо В.И.Ленина «О «двойном» подчинении и законности».

Отметьте цитаты, в которых В.И.Ленин дает оценку принципам организации и деятельности прокуратуры: а) законности, б) единства и централизации, в) независимости. Укажите, какие из этих принципов сохраняют свое значение в настоящее время.

О «ДВОЙНОМ» ПОДЧИНЕНИИ И ЗАКОННОСТИ[4]

Товарищу Сталину для Политбюро

Вопрос о прокуратуре вызвал разногласия в цекистской комиссии, назначенной для руководства работами сессии ВЦИК. Если эти разногласия не вызывают автоматического перенесения вопроса в Политбюро, то я, со своей стороны, считаю вопрос настолько важным, что предлагаю перенести его на решение Политбюро.

Сущность разногласий состоит в следующем: большинство комиссии, выбранной ВЦИК, высказалось по вопросу о прокуратуре против того, чтобы местные представители прокурорского надзора были назначаемы только центром и были подчинены только центру. Большинство требует так называемого «двойного» подчинения, которое установлено вообще для всех местных работников, т.е. подчинения их, с одной стороны, центру в лице соответствующего наркомата, с другой стороны – местному губисполкому.

То же самое большинство комиссии ВЦИК отклонило право местных представителей прокурорского надзора опротестовывать с точки зрения законности любые решения местных губисполкомов и местных властей вообще.

Мне трудно себе представить, каким доводом можно защищать столь явно неправильное решение большинства комиссии ВЦИК. Я слышал доводы, что защита в данном случае «двойного» подчинения есть законная борьба против бюрократического централизма, за необходимую самостоятельность мест и против высокомерного отношения центра к губисполкомщикам. Есть ли высокомерие в том взгляде, что законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик? Основная ошибка того взгляда, который победил в большинстве комиссии ВЦИК, состоит в том, что они применяют принцип «двойного» подчинения неправильно. «Двойное» подчинение необходимо там, где надо уметь учитывать действительно существующую неизбежность различия. Земледелие в Калужской губернии не то, что в Казанской. То же относится ко всей промышленности. То же относится ко всему администрированию или управлению. Не учитывать во всех этих вопросах местных отличий значило бы впадать в бюрократический централизм и т.п., значило бы мешать местным работникам в том учете местных различий, который является основой разумной работы. Между тем, законность должна быть одна, и основным злом во всей нашей жизни и во всей нашей некультурности является попустительство исконно русского взгляда и привычки полудикарей, желающих сохранить законность калужскую в отличие от законности рязанской. Надо помнить, что в отличие от всякой административной власти прокурорский надзор не имеет и никаким решающим голосом ни по одному административному вопросу не пользуется. Прокурор имеет право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. Единственное право и обязанность прокурора передать дело на решение суда. Каковы же эти суды? Суды у нас местные. Судьи выбираются местными Советами. Поэтому та власть, которой прокурор передает решение возбужденного им дела о нарушении закона, является властью местной, которая обязана, с одной стороны, абсолютно соблюдать единые, установленные для всей федерации законы, а с другой стороны, обязана при определении меры наказания учитывать все местные обстоятельства, имеющая при этом право сказать, что хотя закон несомненно был нарушен в таком-то случае, но такие-то близко известные местным людям обстоятельства, выяснившиеся на местном суде, заставляют суд признать необходимым смягчить наказание по отношению к таким-то лицам или даже признать таких-то лиц по суду оправданными. Если мы этого элементарнейшего условия для установления единой законности по всей федерации не будем проводить во что бы то ни стало, то ни о какой охране и ни о каком создании культурности не может быть и речи.

Точно так же принципиально неправильно говорить, что прокурор не должен иметь права опротестовывать решения губисполкомов и других местных органов власти; с точки зрения законности их обязан-де судить Рабкрин.

Рабкрин судит не только с точки зрения законности, но и с точки зрения целесообразности. Прокурор отвечает за то, чтобы ни одно решение ни одной местной власти не расходилось с законом, и только с этой точки зрения прокурор обязан опротестовывать всякое незаконное решение, причем прокурор не вправе приостанавливать решение, а обязан только принять меры к тому, чтобы понимание законности установилось абсолютно одинаковое во всей республике. Поэтому решение большинства комиссии ВЦИК не только представляет из себя величайшую принципиальную неправильность, не только в корне ошибочно применяет принцип «двойного» подчинения, но и подрывает всякую работу по установлению законности и минимальной культурности.

Далее, для решения данного вопроса надо учесть значение местных влияний. Нет сомнения, что мы живем в море беззаконности и что местное влияние является одним из величайших, если не величайшим противником установления законности и культурности. Едва ли кто-либо не слыхал о том, что чистка партии вскрыла, как преобладающий факт, в большинстве местных проверочных комиссий сведений личных и местных счетов на местах при осуществлении чистки партии. Это факт бесспорный и достаточно знаменательный. Едва ли кто решится отрицать, что нашей партии легче найти десяток надежных коммунистов, достаточно образованных юридически и способных противостоять всяким чисто местным влияниям, чем найти таковых же сотни. А именно к этому сводится вопрос, когда говорят о «двойном» подчинении прокуратуры и о необходимости подчинения ее только одному центру. В центре же мы должны найти около десяти человек, которые будут осуществлять центральную прокурорскую власть в лице генерального прокурора, Верховного трибунала и коллегии Наркомюста (я оставляю в стороне вопрос, пользуется ли генеральный прокурор единоличной властью или делит эту власть с Верховным трибуналом и коллегией Наркомюста, ибо этот вопрос совершенно второстепенный и может быть решен так или иначе в зависимости от того, доверяет ли партия одному лицу громадную власть или распределить эту власть между указанными тремя инстанциями). Эти десять человек, находясь в центре, работают под самым близким наблюдением и в самом непосредственном контакте с тремя партийными учреждениями, которые представляют из себя максимальную гарантию против местных и личных влияний, именно: Оргбюро ЦК, Политбюро ЦК и ЦКК, причем это последнее учреждение, т.е. ЦКК, ответственное только перед съездом партии, строится так, что ни малейшего совместительства у членов ЦКК ни с каким наркоматом, ни с каким отдельным ведомством и ни с каким органом Советской власти быть не может. Ясно, что при таких условиях мы имеем максимальную из всех, какие были до сих пор придуманы, гарантию того, что партия создаст небольшую центральную коллегию, способную на деле противостоять местным влияниям, местному и всякому бюрократизму и устанавливать действительно единообразное применение законности во всей республике и во всей федерации. Поэтому возможные ошибки этой центральной юридической коллегии исправляются тут же на месте немедленно теми партийными органами, которые устанавливают вообще все основные понятия и все основные правила для всей нашей и партийной и советской работы в республике вообще.

Если отступить от этого, - это значит под сурдинку провести тот взгляд, которого никто не защищает громко и открыто, именно: будто у нас уже так высоко развиты культурность и неразрывно связанная с нею законность, что мы можем ручаться за наличность у нас сотни прокуроров, совершенно безупречных с точки зрения того, что они никогда никаким местным влияниям не поддадутся и сами собой будут устанавливать единообразную законность во всей республике.

В итоге я прихожу к выводу, что защита «двойного» подчинения по отношению к прокуратуре и отнятые у нее права опротестовывать всякое решение местных властей не только неправильна принципиально, не только мешает основной нашей задаче неуклонного введения законности, но и выражает интересы и предрассудки местной бюрократии и местных влияний, т.е. худшего средостения между трудящимися и местной и центральной Советской властью, а равно центральной властью РКП.

Поэтому я предлагаю ЦК отвергнуть в данном случае «двойное» подчинение, установить подчинение местной прокурорской власти только центру и сохранить за прокурорской властью право и обязанность опротестовывать все и всякие решения местных властей с точки зрения законности этих решений или постановлений, без права приостанавливать таковые, а с исключительным правом передавать дело на решение суда».

Ленин

Продиктовано по телефону 20 мая 1922 г.

5. Письменно.

Заполните таблицу (с обязательными ссылками на нормы закона):

 

Критерии сравнения Генеральный прокурор РФ Прокурор субъекта РФ Районный / городской прокурор
1. Требования, предъявляемые к кандидату на должность прокурора      
2. Кем назначается на должность?      
3. Кем временно отстраняется от должности при возбуждении уголовного дела в отношении прокурора?      
4. Кем освобождается от должности?      
5. Срок нахождения в должности      

6. Письменно.

Составьте схему органов прокуратуры Российской Федерации (письменно). Включение в схему Следственного комитета РФ повлечет депремирование в размере 3 баллов.


[1] СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.

[2] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.. Правоохранительные органы. – М., 2000. С. 301. См. также: Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. – М., 1999. С. 39-40; Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М., 2000. С. 44 и др.

[3] СУ РСФСР. 1922. № 36. Ст. 424.

[4] Приводится по изданию: Ленин. Полное собрание сочинений. Издание пятое. М., 1967. Т. 45. С. 197-201.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: