Статус и функции общенаучной методологии познания. Теоретико – методолгические основания наук о ФК и С

Общенаучная методология как рефлексивная система, включающая представления об общенаучных подходах и формах знания, а также особенностях стиля научного мышления; она изучает особенности качественного, количественного, системно-структурного, синергетического, информационного и других общенаучных подходов, структурно-футгкциональные особенности научной картины исследуемой реальности, идеалов и норм научного исследования, характерные для научного познания в целом или для большой совокупности научных дисциплин;

Формы научного познания. Гипотеза и теория. Научные предложения о возможности законного порядка явлений природы и общества, причинах их вызывающих, называется гипотезами. Когда гипотеза подтверждается практикой, то она превращается в достоверную теорию. Другими формами научного познания являются проблема, идея, принцип, закон.

33. Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании.

На основе принципов материалистической диалектики (всеобщей связи явлений, развития, противоречий и т.д.) было определено содержание диалектико-материалистического принципа системности как основы системной методологии. Системный подход имеет много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, но более широко применяется. Системно-структурный анализ — это один из принципов системного анализа, который требует анализировать структуру объекта с учетом назначения (функции) каждого из элементов. Структура объекта (процесса) и функции ее элементов взаимно обусловливают друг друга, взаимозависимы, что находит отражение в категориях диалектики — форме и содержании.

Важными характеристиками систем, особенно живых, технических и социальных, являются передача в них информации, наличие управления, связанных с достижением определенных целей (например, создание на какой-то территории единого экономического пространства, общего рынка и т.д.). Выделяют также материальные и идеальные (абстрактные) типы систем. Матер.сист. целостные совокупности материальных объектов делятся в свою очередь на системы неорганической природы и живые системы (клетка, простейшие организмы, экосистемы и т.д.). К отдельному типу (группе) надо отнести социальные системы, спектр функционирования которых очень широк. Это люди, объединенные общей целыо, организации (партии, профсоюзы, этнические или национальные сообщества и др.). Каждая социальная система в определенной степени детерминирует поведение (действия) элементов, которые в нее входят. С позиции материалистического понимания мира развитие социальных систем рассматривается как исторический процесс, базисом которого служат производственные отношения. Абстрактные (идеальные) системы - это продукты (результаты) деятельности человеческого мышления (идеи, понятия, гипотезы, теории и т.д.). Задачи обоснования математики и логики потребовали разработки принципов построения и определения природы формализованных логических систем (математика, металогика). Разработка таких систем необходима.для кибернетики и вычислительной техники.

Если учитывать устойчивость или изменчивость систем при их взаимодействии с другими системами, можно выделить в виде самостоятельного типа статистические н динамические, закрытые н открытые системы. Статистические системы в сравнении с динамическими могут изменяться в большей мере.

Особенностью закрытой системы является обмен энергией, в то время как открытая система обменивается с окружением и веществом, и энергией.

Пользуясь классификацией систем, надо всегда иметь в виду, что принципы классификации не только абсолютны, но и относительны, т.е. представляют собой единство абсолютного и относительного. Наиболее высокоорганизованными являются системы с обратной связью, например учитель ученик учитель. Системность - всеобщее сво-во материи, фиксирует наличествующую в мире организованность в противовес хаотичным изменениям. Система - общенаучное понятие, которое выражает совокупность эд-тов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность и имеющих структуру и организацию. По хар-ру связи между частями и целым: неограниченные системы и ограниченные системы Типы связей образуют структуру системы, т е обеспечивают ее упорядоченность, направленность, устойчивость, стабильность, качественную определеность. Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, процессов Структура - отн-о устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

Характерна иерархичность строения - последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокого уровня. В зависимости от хар-ра отношений со средой различают типы поведения систем: 1 реактивное - определенной преимущественно средой 2 адаптивное - опред средой и функцией саморегуляции 3 активное - сущ. роль играют собственные цели системы, преобразование среды в соответствии с потребностями системы. 4 самоорганизующееся (адаптирующиеся и обучающиеся) или системы с обратной связью. Поведение системы приводится в соответствие с изменяющимися внешними условиями, след это предполагает наличие процессов управления. Системы такие включают как связи координации так и связи субординации. В них присутствуют особые управляющие механизмы, через которые структура целого воздействует на хар-р функционирования и развития частей. Осн. принципы системногого исследования: 1.принцип целостности - рассмотрение объекта с 2-х позиций; в соотнесении объекта со средой и внутр расчленение системы с выделением ее элементов, свойств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: