Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, – о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале.
Фалес - Первоначало – вода.
Анаксимен - Первоначало – воздух.
Анаксимандр - Первоначало – апейрон (частицы, из которых все состоит).
Пифагор – родоначальник идеализма.
Первоначало – число (как закон отношения величин).
Гераклит – основоположник античной диалектики.(огонь)
Борьба есть отец сущего. Все возникает в борьбе, изменяется через борьбу и исчезает в ней. Panta pei – «все течет, все изменчиво».
Диалектический логос: бытие – взаимопревращение состояний; новое возникает в результате взаимодействия противоположных начал.
Демокрит
Первоначало – атом как единица бытия, обладающая свойствами:
1. Форма
2. Тяжесть (масса)
3. Расположение элементов (отношение друг с другом)
4. Движение (возможно, если есть 2 точки)
Ввел понятие пустоты. Атомы движутся в пустоте.
|
|
Причина многообразия мира – постоянное движение атомов.
Идея детерминизма – идея причинной обусловленности: «Нет ничего случайного, все предопределено».
Вопрос 18. Диалектический логос Гераклита.
Логос — критерий истины, конечный пункт метода упорядочения вещей. Диалектический логос – это закон изменчивости мира.
Его Логос – это не вещество или материал, из которого сделаны вещи, как вода или воздух у милетцев, а вечный закон, которому следует всё существующее, так сказать, Речь, с которой Природа обращается к отдельным вещам и управляет ими. Логос не существует отдельно от вещей, его частица пребывает во всякой вещи. Этот Логос, в сущности, не что иное, как закон природы, в том смысле, в каком этим выражением в наши дни пользуются ученые.
Причина, «виновница» изменения и становления вещей – всеобщая «вражда», «распря» -идея возникновения движения из столкновения противоположного.
Главные идеи:
1) идея вечной изменчивости природы и человека.
2) идея изменения развития в результате борьбы противоположностей (борьба – есть отец сущего)
3) мир – это вечный неугасающий огонь временами угасающий, временами вспыхивающий.
4) В одну и ту же рек нельзя войти дважды. Все течет, все изменяется (Panta rei)