Заслуга Гегеля по сравнению с предшественниками в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.
Главное содержание диалектики выявляют три основных закона, сформулированные Гегелем:
1) закон единства и борьбы противоположностей (он характеризует двигательную силу процесса развития, усматривая ее в борьбе противоположностей, внутренне присущих объекту); В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет.
2) закон перехода количественных изменений в качественные, (говорит о скачкообразном характере развития). Один человек подчиняется одним законам, а толпа существует по иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным.
3) закон отрицания отрицания, (показывает, что первоначальное превращение в противоположность (отрицание) и последующее превращение в противоположность (отрицание) не есть возвращение к прежнему состоянию, а представляет собой переход на более высокий уровень развития). Закон отрицания отрицания раскрывает направление развития. Пример: Маркс отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.
|
|
-Познанные диалектические законы внешнего мира, рассматриваемые в их методологической функции, образуют диалектический метод – важнейший компонент диалектического мышления, который предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии.
-Законы диалектики применимы не только к природе, обществу, но и к процессу познания.
-Среди законов диалектики центральное место занимает закон единства и борьбы противоположностей. Его называют «ядром» диалектики. В этом законе фиксируется и развертывается содержание категории противоречия.
Почему диалектика Гегеля имеет идеалистическую форму:
В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным.
Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы":
- Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становиться по Гегелю "абсолютным духом".
|
|
Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.
-позитивная особенность идеалистической философии Гегеля:
абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии.
-Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики.
-Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания.
-Идеалистическое представление: источник всякого развития – как природы, общества, человеческого мышления – заключен в саморазвитии понятия и имеет логическую, духовную природу.
Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования», и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей – процессов в природе и обществе. У Гегеля весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели – достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» противоположности.
Источник развития.
Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.
Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том. что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода.