Культура, просвещение, наука ХVШ - первой половины XIX В

Преобразования Петра 1 повлияли на всю русскую культуру. Избрав курс на модернизацию страны, Петр и его преемники не затронули вотчинно-крепост­ной системы. Три фактора оказали мощное и во многом противоречивое воз­действие на культуру Русского Севера. Во-первых, с помощью западноевро­пейских заимствований укреплялась безграничная абсолютистская власть, опи­равшаяся на крепостников-помещиков. Во-вторых, реформы Петра 1 и Екатерины П, нацеленные на сверхцентрализацию государственной власти, способствовали созданию мощного чиновничьего аппарата в центре и на мес­тах (<<Табель о рангах» 1722 r., создание губернских администраций). Если раньше, в пору так называемой «сословно-представительной монархии», осо­бенно при царях Михаиле и Алексее Романовых, существовала еще возмож­ность установления диалога между властью и обществом, то после Петра 1 такой диалог стал невозможен из-за социокультурной пропасти, разделившей российских подданных на «онемеченную» верхушку и народные «низы». В-третьих, безмерное увеличение самодержавной власти привело к подчине­нию Русской православной церкви государству и к превращению страны с преимущественно религиозным мышлением в светское государство, разделен­ное на две противоборствующие силы - крестьян и горожан со старообряд­ческой идеологией по преимуществу, с одной стороны, и дворянское сообще­ство - с другой. Дворяне-помещики укрепили свое экономическое и полити­ческое положение, причем поиятие «светскости» означало в своей совокупности сущность дворянского государства в век Просвещенного Абсолютизма.

Отношение народа к европеизированной верхушке было враждебным. Вли­яние на него западноевропейской культуры было минимальным; народ про­должал жить старыми традициями, взирая на своих господ как на «чужих» людей, находящихся во власти Антихриста.

Созданная Петром 1 и укрепленная Екатериной П империя к концу ХУIII в. стала самым обширным государством мира, но это государство не было еди­ным по духу и культуре.

При всем своем внешнем великолепии дворянская империя была внутрен­не больна. Это понимали лучшие представители государства: умный крепост­ник киязь М.М. Щербатов (1733 - 1790), беспощадно бичевавший придвор­ные нравы, и дворянин-интеллигент Н.И. Новиков (1744 - 1818), ратовав­ший о просвещении общества, и непримиримый дворянский революционер л.Н. Радищев (1749 - 1802), и дворяне-декабристы.

В основе социального конфликта лежал, в том числе, глубокий культурный раскол: культура крестьянская и посадско-городская развивались отчужденно от дворянской культуры, воспринимая лишь немногие ее ценности. Итоги рус­ского пути модернизации были подведены в период великих российских рево­люций 1905 - 1917 гг.

По замыслу Петра 1, одной из главных задач было обращение к западной системе обучения. В 1697 г. пятьдесят царских стольников из знатных фами­лий выехали в Англию, Голландию и Италию для изучения мореходного дела. В Голландии их опекал бывший двинской воевода Андрей Артамонович Мат­веев (1666 - 1728), назначенный в 1699 г. русским послом; он был одним из первых постоянных представителей России за границей, выполиял различные дипломатические поручения царя во Франции (1705 - 1706 п.), Англии (1707 - 1708 п.) и Австрии (1712 - 1715 гг.). Генерал-адмирал Федор Матвеевич Апраксин (1661 - 1728) в 1693 - 1697 гг. был двинским воеводой; с 1700 г. он возглавил Адмиралтейский приказ, а с 1718 г. стал первым президеlПОМ Адмиралтейств-коллегии. Апраксин отправил 30 гардемаринов для изучения мореходного дела в Венецию. В феврале 1716 г. Петр 1 распорядился послать несколько десятков молодых подьячих в Кенигсберг для обучения немецкому языку; среди них находились «из Архангелогородской губернии 2 человека молодых робят и умных, которые б могли науку воспринять, чтоб были летами от 15 до 20...» (слова из петровского указа). Обученные за границей молодые люди использовались на работе, связанной с переводами сочинений по мате­матике, мореходству, горному делу, языкознанию и пр. Традиция Петра 1 по обучению российской молодежи была сохранена в последующее время. Так, например, прошел немецкие университеты М.В. Ломоносов, рекомендовав­ший посылать на учебу в Европу не только дворянских детей, но и способных юношей из других сословий.

Европеизация русского просвещения выражалась не только в обучении молодых людей за границей. Петр 1 приглашал в Россию иностранных специ­алистов. Так, например, 3 июня 1698 r. четыре корабля высадили в Архангель­ске принятых на русскую службу во время пребывания за границей Великого посольства 672 иностранца, среди которых было 26 капитанов, 35 поручиков, 33 штурмана и подштурмана, 51 лекарь, 81 младший офицер и 345 матросов. В aBrycTe того же года архангельский воевода М. Лыков доносил царю о прибы­тии «иноземных волонтеров» во главе с К.И. Крюйсом (1657 - 1727). Заклю­чив с Петром 1 договор о поступлении на русскую службу в чине вице-адмира­ла, Крюйс прожил в России 29 лет. В 1702 г. царь направил его в Архангельск для укрепления города и для постройки эскадры в Белом море. Он составил проект учреждения Адмиралтейств-коллегии, в 1717 г. был назначен ее вице­президентом. Участник многих морских сражений, Крюйс был в 1721 г. про­изведен в адмиралы русского флота. По поручению Петра 1 он пригласил на русскую службу голландских моряков, среди которых был и ВИ1)'С Беринг. Будучи в служебной поездке в Голландии, К-И. Крюйс составил для царя за­писку «О российской торговле, производимой у города Архангельска» (1702 -- 1704 п.); он стал автором статей на голландском языке с русским пере во­дом от 30 ноября 1704 г. дЛЯ Ф.М. Апраксина о починке ряда портовых пост­роек близ Архангельска.

В Архангельске, ставшем в 1708 г. административным центром Арханге­логородской ryбернии, обосновались многочисленные группы английских, голландских, гамбургских, датских и норвежских купцов. Они жили в новопо­строенной Немецкой слободе. Благодаря им в Архангельске сложилась «ино­земная» инфраструктура, особенно голландская и английская, позднее герман­ская. Многие из них приняли русское подданство. Европейская культура, пе­ренесенная сюда иностранцами, оказала существенное влияние на русскую городскую культуру эпохи Просвещения.

«Европеизация» российского просвещения имела как положительные, так и отрицательные стороны. Конечно, ценным был культурный взаимообмен; происходило обогащение разных культур. Положительным было и то, что пе­редовые люди Русского Севера, особенно купцы, все более осваивали опыт западных государств, отбирали прогрессивное в нем. С другой стороны, чи­новно-дворянская верхушка русского общества испытывала чрезмерное увле­чение «иноземной» культурой, отличалась низкопоклонством перед Западом. Кроме того, многие иностранцы, приезжавшие в Россию за наживой, не явля­лись сторонниками просвещения русского народа, обвиняли его в невежестве, глупости и тупоумии. Однако следует оговориться, что среди иностранцев были и честные люди, внесшие свой вклад в экономику и культуру страны.

Культура ХУIII в. несла в себе новое понимание человека. Интерес к лич­ности объективно создавал питательную среду для всхода просветительских идей на русской культурной почве.

Образование

Развитие кораблестроения и мореходства, торговля, нужда в грамотных людях для армии и флота требовали создания светских школ. В 1719 г. в Архангельске была открыта «цифирная шко­ла», про существовавшая три года. В 1732 г. в губернском городе появилась гарнизонная школа для обучения солдатских детей. В 1734 г. открыта Адмирал­тейская морская школа для подготовки столяров, плотников, мастеров по ос­настке судов; вначале в ней обучалось всего 30 учеников, в 1772 г. в школе было уже 500 человек. В 1781 г. в Холмогорах была учреждена мореходная школа, где обучали вождению кораблей и иностранным языкам; в 1786 г. она была переведена в Архангельск. 22 сентября 1786 г. в Архангельске бьuIO от­крыто Главное народное училище - первое в губернии общеобразовательное учебное заведение. В первый учебный год в нем обучалось 138 учеников. Здесь преподавались история, география, механика, физика, архитектура и рисование.

Однако школ не хватало. Крестьянские дети учились у церковных и зем­ских дьячков и писарей, у «мастеров грамоты», обучавших детей на дому. Изве­стно, что первым учителем М.В. Ломоносова был куростровский крестьянин Иван Шубный. Архангельский Север был краем с довольно высокой грамотно­стью: согласно переписи 1785 г., четвертая часть взрослого мужского населе­ния ryбернии знала грамоту. Деревенские грамотеи были привлечены к сбору сведений по «запросным пунктам» переписи 1785 г.; для подготовки материа­лов подворного описания потребовалось около 3 тысяч грамотных крестьян в 269 волостных общинах. Складывались династии грамотеев, в семьях которых первые шаги к грамотности и книжности дети совершали с помощью своих родителей. Грамотность крестьянина очень часто сопровождалась книговладе­нием и систематическим чтением, книгообменом и книготорговлей. Любители чтения оказывали воздействие на формирование библиотек приходских церк­вей. Для храмов готовились кадры священнослужителей. В 1723 г. в Холмого­рах была основана духовная семинария, переведенная в Архангельск в 1771 г. Она готовила духовных служителей и учителей для местных школ.

С созданием Министерства просвещения в 1802 г. Архангельская ryберния вошла в Санкт-Петербургский учебный округ. В 1811 г. на базе двух старших классов Главного народного училища была открыта Архангельская мужская гимназия с 14 учениками. Вначале гимназия имела четыре класса, с 1831 г. ­семь, с 1872 г. она стала классической с восемью классами. В 1841 г. при гим­назии были введены «реальные курсы» (классы) с преподаванием предметов по коммерческой специальности, товароведению и естественным наукам. С 1853 г. гимназия имела три отделения: классическое, юридическое и реаль­ное. Гимназия готовила и учителей для приходских училищ. В 1848 г. в Ар­хангельске открылось «училище для образованных девиц» с 26 ученицами; с 1864 г. училище стало называться Мариинским, а в 1872 г. оно было преобра­зовано в женскую Мариинскую гимназию.

Большую роль в становлении общеобразовательной и профессиональной подготовки молодых северян сыграли купцы. Еще в 1766 г. в наказе в Уложенную комиссию был определён спектр учебных предметов,нужных купцу-предпринимателю. Дети купцов учились за границей.Так в 1766 г.Баженин и Свешников были посланы в Англию. К наказу в Уложенную комиссию был приложен проект городской гимназии,разработанный Крестининым.

 

Василий Васильевич Крестинин (1729 или 1730 - 1795)

был выдающимся историком России и Русского Ceвepa. Он родился в Архангельске и ни разу в течение своеи жизни не выезжал из родного города. Позднее Крестинин вспоминал, что отец его, «происшедший из бедных сирот Холмогорского посада», переехал из Хол­могор в Архангельск и вышел здесь в «первостатейные купцы и главные по Архангелогородскому посаду службы». В 1747 г. Василий Иванович разорил­ся, оставив сыну только дом. В.В. Крестинин очень любил Архангельск. В то время город был довольно большим, почти сплошь деревянным, с 1 0- 12 ты­сячами жителей. В первой половине ХУIII в. в облике Города Архангельского, как его тогда называли, а в просторечии просто «Города», сохранились многие черты культуры, быта и экономики предшествующего столетия.

Юный Крестинин, ставший кормильцем семьи в семнадцать лет, зарабаты­вал на жизнь в должности мещанского писаря. Позднее Василий Васильевич служил секретарем губернского магистрата, занимал и другие должности в мещанско-посадской общине города Архангельска. В 1786 г. он числился сре­ди «капитальных» мещан среднего достатка с объявленным капиталом в три­ста рублей. Однако под старость обеднел и пере ехал в пригородную деревню Кырласово Заостровской волости, где был, вероятно, похоронен на сельском кладбище.

Как ученый-историк В.В. Крестинин продолжил демократическое направ­ление русской исторической мысли, начатое М.В. Ломоносовым. С истовым ломоносовским темпераментом и бескомпромиссностью Василий Васильевич вел борьбу с купцами-богатеями и екатерининскими вельможными чиновни­ками, отстаивая идеи буржуазного просветительства в жизни и науке. Он с полным правом считал себя учеником Ломоносова. Как и Ломоносов, Крести­нин предъявлял к современным историкам высокие нравственные требова­ния: историк, говорил он, «должен быть справедлив и мужественен, чужд по­хлебства (подхалимства) и мнения, дабы истину, где должно открыть, не та­ить...» Василий Васильевич начал свои исследования по русской истории в содружестве с несколькими архангелогородцами. В 1759 г. они объединились в «Общество для исторических исследований», ставшее первым в России ис­торико-краеведческим обществом. В архангельское «вольное клевретство» вошли Александр Иванович Фомин, Василий Васильевич Нарышкин, Ники-

фор Зыков, Александр и Алексей Свешниковы, ПЛ. Латышев, а также другие любители местной истории. Соединенными силами «вольные» историки хо­тели написать историю «здешнего города и страны». Но для этого нужно было собрать необходимые источники. Члены общества в течение нескольких лет, вплоть до 1768 г., провели в северных уездах огромную собирательскую ра­боту. Они обнаружили ценнейшие исторические документы, в том числе устав­ные грамоты киевских князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудро­го, «Русскую правду» в про странной редакции, множество актовых докумен­тов из крестьянских архивов и Т.д. В 1768 г. общество прекратило свою деятельность из-за гонений со стороны «исторических недоброхотов» в лице губернатора и его окружения. Однако Крестинин и некоторые из «клевретов» истории продолжили свои исследования поодиночке. Им помог счастливый случай.

В 1771 - 1772 п. по Европейскому Северу России путешествовали по за­данию Петербургской Академии наук Иван Иванович Лепехин (1740 - 1802) и Николай Яковлевич Озерецковский (1750 - 1827), познакомившиеся с В.В. Крестининым и его архангельскими друзьями. Архангелогородцы пре­доставили в распоряжение путешественников ценные историко-географичес­кие сведения о северном крае, а некоторые сочинения Крестинина и Фомина были даже включены Озерецковским в четвертую часть «Дневных записою) Лепехина (СПб., 1805). Имена Крестинина и Фомина стали известны в петер­бургских ученых кругах. Знал их и ярославский наместник Алексей Петрович Мельгунов (1722 - 1788). Просвещенный сановник использовал сочинение Крестинина в своих проектах административных преобразований в северных областях.

В 1780 - 1790 гг. в академической тиhографии Санкт-Петербурга печата­лись книги В.В. Крестинина «Исторические начатки о двинском народе древ­них, средних, новых и новейших времен, часть первая» (1784 г.), «Историчес­кий опыт о сельском старинном домостроительстве двинского народа в Севе­ре» (1785 г.),«Начертание истории города Холмогор» (1790 г.), «Краткая история о городе Архангельском» (1792 г.) и Т.д. Крестинина интересовала история не­нецкого народа, к которому он относился с большим уважением и сочувстви­ем. Ему принадлежит одно из лучших произведений историко-географической литературы, посвященное описанию и истории освоения Новой Земли, а также справка об острове Колгуеве (1788 г., 1790 г.). Академия наук высоко оценила научные заслуги Крестинина, избрав его в 1786 г. своим корреспондентом, а в 1790 г. почетным членом. В 1794 г. корреспондентом Академии наук был из­бран друг Крестинина Александр Иванович Фомин (1733 - 1802), автор ряда сочинений по географии и экономике Севера, купец-книготорговец (1786 г.) и директор народных училищ Архангельска (1785 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: