Как уже отмечалось выше, элементы, при помощи которых осуществляется познании, как на первом, так и на втором этапе, отождествляются современной психологией с интеллектуальной деятельностью (активностью). Поэтому вполне правомерно остановиться на анализе данных феноменов более подробно. Изначально интеллектуальная деятельность осуществляется посредством ощущений и восприятия.
Понятие ощущения: подходы к определению (по [9], [28], [34], [35] [36]). Ощущение - это процесс психического отражения (воссоздания) отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Например, ощущение тепла или холода является субъективным отражением температуры предмета, ощущение звука - отражением издаваемых предметом звуковых волн, ощущение сладкого - отражением определенного химического свойства предмета и т. п. Подобные субъективные образования наполняют душевный мир человека и одновременно выступают в роли особого материала, точнее, одного из элементов, из которого этот мир построен.
|
|
Характерной особенностью ощущений является также то, что они не обладают никакими физико-химическими свойствами, не доступны для внешнего наблюдения, тем не менее, каждый человек без труда находит их у себя, нисколько не сомневаясь в реальности существования. За каждым ощущением стоит определенное объективное свойство ощущаемого предмета или явления. При низком уровне развития сознания человек никогда не разделяет их и склонен приписывать объективному миру субъективные характеристики собственных ощущений: лимон кислый, сахар сладкий, утюг горячий, помидор красный и т. д. В действительности же это совершенно разные реальности.
Ощущения - это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку.
Ощущения - предпосылка для создания образов и их познания. Они ориентируют человека в окружающем мире, выступая как внутренний субъективный инструмент построения практических действий. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы.
Функции ощущений Ощущения реализуют три важных функции, т.к. способствуют: - уведомлению организма о жизненно важных объектах или свойствах
окружающего мира (Г);
- построению субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире (2);
- адаптации в окружающем мире, регулированию поведения и деятельности (3).
Физиологические механизмы ощущений Ощущения являются результатом нервных процессов, происходящих в специальных нервных устройствах, которые представляют собой сложные комплексы анатомических структур и называются анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей.
|
|
Таблица 7.
Строение анализатора
|
Ощущение как процесс психического отражения (воссоздания) отдельных свойств у предметов и явлений окружающего мира, его природа в разных концепциях трактуются по-разному.
Классификации ощущений Необходимо отметить, что рецепторы (специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему), имеют очень жесткую специализацию в том плане, что каждый из них способен реагировать только на определенные физико-химические свойства ощущаемых предметов и явлений. Например, зрительный рецептор приходит в состояние возбуждения лишь при воздействии на него световых (электромагнитных) волн, обонятельный рецептор реагирует на определенные химические свойства и т. п. Поэтому с помощью ощущений мы можем отражать весьма ограниченный набор физико-химических свойств предметов и явлений. Он определяется возможностями имеющихся у человека органов чувств. Так, мы не можем увидеть ультрафиолетовый свет, услышать ультразвук, почувствовать предельно слабый (подпороговый) запах, уловить стороны горизонта и др. Тем более для органов чувств недосягаемы общие свойства и закономерности внешнего и внутреннего мира. Их можно понять только с помощью мышления.
Тем не менее, человек имеет довольно много всевозможных органов чувств и соответствующих им ощущений. Их столько, сколько необходимо и достаточно для полноценной ориентировки в окружающем мире. Они отличаются друг от друга таким важным свойством, как модальность. Модальность - это специфическая субъективная окраска, которая характерна для каждого ощущения (например, ощущение сладкого совсем непохоже на ощущение горького, холодного или мокрого, красного и т. д.); всегда соответствует характеру рецептора; является субъективной формой представления объективных физи- ко-химических свойств окружающего мира и, по сути дела, одним из оснований для разделения ощущений на виды.
1. В зависимости от модальности различают следующие группы ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, болевые, двигательные, органические, статические и вибрационные. Внутри каждой из них можно выделить множество более конкретных по модальности ощущений. Например, в группе вкусовых ощущений существует как минимум четыре их вида: сладкого, горького, соленого и кислого. Вместе они и порождают всю гамму вкусовых ощущений. На основе разных по модальности ощущений у человека возникает емкая и многоликая субъективная картина, в которой отражается красота и богатство окружающего мира.
2. По своему функциональному назначению ощущения также можно дифференцировать и выделить три группы: экстероцептивные, интероцептив- ные и проприоцептивные.
Экстероцептитивные ощущения позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Поэтому соответствующие им рецепторы расположены на поверхности тела. Сюда относятся зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и вибрационные ощущения.
|
|
На основе интероцептивных ощущений происходит ориентировка человека в собственном организме. Именно из них складывается физическое самочувствие. Они возникают при посредстве рецепторов, расположенных в различных внутренних органах: печени, сердце, желудке и т. д.
Проприоцептивные ощущения дают информацию о перемещении в пространстве тела человека или его отдельных частей: рук, ног, головы и элементов лица. Соответствующие им рецепторы находятся в мышцах и сухожилиях. Про- приорецепторы реагируют на их состояние (сокращение, расслабление, покой), что и позволяет человеку контролировать собственную двигательную активность.
Свойства и закономерности ощущений
Ощущения обладают несколькими важными свойствами, знание которых имеет большое значение для понимания многих жизненных ситуаций и явлений, связанных с функционированием органов чувств. Кроме модальности к ним относятся энергетические параметры, временные характеристики, адаптация, сенсибилизация и синестезия, охарактеризованные далее более подробно.
Для того чтобы ощущение возникло в результате действия раздражителей на органы чувств, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины. Та минимальная сила раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Раздражители меньшей силы, которые не вызывают возникновения ощущений, называют подпороговыми. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. Так, для того чтобы возникло зрительное ощущение, достаточно воздействия на рецепторы глаза примерно 7 квантов света. Абсолютный порог обонятельного ощущения равен примерно 8 молекулам пахучего вещества. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой: Е=1/Р, где
Е- чувствительность, Р- пороговая величина раздражителя.
|
|
Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущений. Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение, называется абсолютным верхним порогом ощущений. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает болевые ощущения. Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности, возраста, состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п.
Важнейшим свойством любого ощущения является интенсивность. Она изменяется в интервале между абсолютными нижним и верхним порогами чувствительности в пропорциональной зависимости от силы действующего раздражителя. Чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее возникающее ощущение.
С помощью органов чувств можно различать раздражители по их силе и качеству. Минимальное различение между двумя раздражителями, вызывающие едва заметное различение ощущений, называется порогом различения. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора.
При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторый промежуток времени, который называется латентным периодом. Ощущения также обладают инерцией. Они исчезают не сразу после окончания действия раздражителя, а через некоторое время. Эта инерция проявляется в последействии ощущений, когда у человека, например, остается на некоторое время ощущение звука уже после прекращения звучания источника. Это время измеряется десятыми и сотыми долями секунды.
Изменение чувствительности анализатора под воздействием раздражителя называется адаптацией. В этом случае пороги ощущений изменяются при переходе от одних условий восприятия к другим. Адаптация полного исчезновения ощущения наблюдается в процессе продолжительного действия раздражителя. Так, например, ощущение неприятного запаха может исчезнуть, если некоторое время находиться в соответствующем помещении. Кроме того, адаптация проявляется в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущений, вызываемых холодом, снижается. Адаптация выражается также в повышении чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, человек, находившийся некоторое время в темной комнате, начинает видеть в темноте. Для того чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, требуется примерно 40 минут.
Чувствительность повышается под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений. Такое изменение чувствительности называется сенсибилизацией. Например, звуковысотный слух можно развивать у детей с помощью специальных упражнений. В профессиональной деятельности часто возникает повышение чувствительности под влиянием тренировки. Например, специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета, в то время как нетренированному глазу они кажутся одинаковыми. Таким образом, ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.
Кроме того, ощущения одной модальности могут изменяться под влиянием раздражения других органов чувств. Это происходит в результате взаимодействия ощущений. Например, зрительная чувствительность может повышаться под влиянием некоторых обонятельных раздражителей. Взаимодействие ощущений выражается также в явлении синестезии. Она проявляется в том, что ощущения одной модальности могут сопровождаться ощущениями другой модальности. Например, под воздействием звуковых раздражителей у некоторых людей возникают зрительные образы.
Понятие восприятия: подходы к определению (по [9], [28], [34], [35] [36]).
Восприятие:
1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент:
2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующих на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ):
3) процесс формирования этого образа или система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств.
В процессе приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, происходит слияние, или синтез, ощущений в единый перцептивный образ. При этом образ восприятия создается на основе анализа и синтеза отдельных его свойств и качеств, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных.
Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы прошлый опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, и психические процессы более высокого уровня (память, мышление). В процесс восприятия включены двигательные компоненты: ощупывание предметов и движение глаз; пропевание звуков или проговаривание речевых форм; принюхивание и пр.
Как известно, восприятие является результатом деятельности системы анализаторов или, другими словами, перцептивной системы, состоящей из определенного набора перцептивных действий (лат. perception - восприятие, познание) - основных, структурных единиц процесса восприятия, включающих обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое потом сменяется более определенным и детальным восприятием. Этот анализ (первичный) совершается в рецепторах, а затем дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Опознание предмета, как правило, происходит на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных систем признаков, в силу чего оно осуществляется за более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на которые уходят месяцы и годы (например, формирование навыков чтения).
Функции восприятия |
Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции. Образы восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориентировку и регулирование поведения в соответствии с объективными условиями среды и субъективными потребностями воспринимающего субъекта деятельности и поведения.
Физиологические механизмы восприятия
Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность и предметность отражаемых явлений. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, то есть не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из них является ведущим, другие дополняют восприятие предмета. Исследования П.К. Анохина, Н.А.Бернштейна показали, что сформированные перцептивные образы, становясь акцепторами действия, т.е. (лат. acceptor - проникающий) - нейродинамической моделью результата предстоящего действия, представленной в центральной нервной системе:
• обусловливают афферентацию - передачу нервного возбуждения от периферических нервных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга;
• регулируют протекание исполнительной деятельности.
Виды восприятия
Восприятие - это довольно сложный и многомерный психический процесс, поэтому существует несколько его классификаций.
Таблица 8.
Классификации восприятия
Классификационное основание | Виды | Определение/краткая характеристика видов восприятия |
В зависимости от того, какой из органов чувств является ведущим в формировании субъективного образа | В соответствии с названным критерием выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие | Например, восприятие человеческого лица представляется зрительным, восприятие музыки - слуховым, восприятие пищи - вкусовым. Однако выделенные виды восприятия далеко не всегда встречаются в «чистом» виде. В каждом из образов наряду с основными встречаются и другие по модальности ощущения. Это говорит о том, что в формировании любого субъективного образа принимает участие одновременно несколько органов чувств и обязательно - двигательный анализатор. Каждый из выделенных видов восприятия имеет важное значение для человека. Однако доминирующим среди них является зрительное восприятие |
В зависимости от содержания и особенностей воспринимаемой реальности (формы существования материи) восприятие пр0- странства, восприятие времени и восприятие движения.
Восприятие пространства предполагает субъективное отражение величины, формы, объемности, глубины (удаленности) и взаимного соотнесения предметов. Оно имеет очень важное значение в регуляции поведения человека в различных ситуациях. При ее нарушении человек испытывает огромные трудности при выполнении даже элементарных практических действий. Большую роль в пространственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными органами чувств, участвующими в формировании образа.
Восприятие времени есть отражение объективной длительности, быстроты и последовательности явлений, процессов и событий: долго, коротко, раньше, позднее, в настоящем, в прошлом и т. п. Восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться во временной реальности. Чувство времени не врожденное, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Время, которое заполнено интересной, мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. На восприятие времени влияет и эмоциональное состояние: положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - растягивают его. Оно зависит также и от возраста.
Восприятие движения представляет собой субъективное отражение физического перемещения объектов в пространстве. Оно включает в себя оценку динамического состояния объекта (движение - покой), скорости пере-
мещения и ускорения. Важнейшую роль в формировании и функционировании этого восприятия играет двигательный анализатор. Восприятие движения имеет большое значение в жизни человека и в некоторых видах профессиональной деятельности. | ||
В зависимости от способа актуализации | непроизвольное и произвольное | Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно и стихийно. Оно актуализируется либо некоторыми особенностями самих объектов (новизной, яркостью, необычностью, контрастностью), либо соответствием их потребностям и интересам субъекта. Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели - что- то воспринять, заметить, обнаружить и др. Оно формируется у человека в период младшего школьного возраста |
В зависимости от того, какой вид социального бытия человека (общение или предметную деятельность) обеспечивает | социальное и предметное | Социальное восприятие (социальная перцепция) является одним из структурных компонентов общения. На его основе осуществляется ориентировка субъекта в элементах внешнего физического облика другого человека, во всех внешних проявлениях его внутренней психологической сущности. Сюда относятся различные характеристики тела (конституция, глаза, рот, нос, губы, подбородок и др.), оформление внешности, мимика, пантомимика, особенности голоса и речи, действия и поступки. Правильное их восприятие является необходимым условием адекватного понимания другого человека как субъекта, как личности и как индивидуальности. Предметное восприятие (предметная перцепция) включено в структуру пред- метно-пракгической деятельности человека. Оно позволяет субъекту ориентироваться в свойствах тех объектов, на которые направлена его деятельность. Сравнительный анализ показывает, что эти два вида восприятия отлича- |
ются между собой не только по функциональным характеристикам, но и по ряду других свойств. Социальное восприятие является более сложным, чем предметное. Это можно объяснить большой сложностью его «объекта» - человека. Дело в том, что через внешние, доступные для органов чувств признаки, так или иначе проявляются внутренние характеристики человека как субъекта и как личности: мысли, чувства, желания, способности, эмоциональные переживания и т. п. Поэтому внешние средства их выражения представляют собой чрезвычайно сложную, многогранную и функционально безграничную систему. Например, существуют десятки и сотни разнообразных улыбок, взглядов, интонаций голоса, жестов, поз и т. д. Все они (вместе и по отдельности) несут определенную информацию о внутренней сущности другого человека. Нетрудно представить себе, насколько тонким и функционально богатым должен быть инструмент для их восприятия. Для того чтобы он был более совершенным, его необходимо специально развивать. По сравнению с предметным, социальное восприятие имеет и более раннее происхождение. Оно начинает формироваться у ребенка уже на первом месяце жизни, а к трехмесячному возрасту он способен уже выделять свою мать. Это объясняется тем, что другой человек выступает для ребенка как наиболее значимый объект, опосредствующий все его отношения с окружающим миром. В заключение следует подчеркнуть, что человеку необходимы все виды восприятия. Этим и объясняется факт их возникновения и существования у него. Все они поддаются целенаправленному развитию
Свойства и закономерности восприятия
Восприятие направляется мотивацией и имеет определенную аффектив- но-эмоциональную окраску, однако оно никогда не бывает самомотивированным процессом - восприятие ради восприятия. Оно всегда встроено в структуру определенной деятельности или общения и подчинено соответствующим целям и задачам. Поэтому оно является активным по своей сущности. Образ - это не следствие воздействия объекта на органы чувств пассивного субъекта. Он порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект. Внешне она выражается, например, в повороте головы, в практических действиях и движениях осязающей руки или воспринимающего глаза. Процесс восприятия представляет собой систему так называемых перцептивных (воспринимающих) действий, направленных на выделение информативных признаков объекта и построение на этой основе его образа. Без такой активности субъекта образ не формируется.
Одна из интересных и загадочных особенностей образа заключается в том, что он находится не в голове субъекта или каких-то других частях тела, а в пространстве воспринимаемого предмета. Именно через образ и в форме образа предмет, как правило, является нам. Подобная ситуация настолько привычна и обыденна для нас, что мы никогда не узнаем собственные образы и наивно принимаем их за воспринимаемые предметы. Впервые мы начинаем задумываться над этим в тех случаях, когда образ перестает соответствовать предмету или расходится с аналогичными образами других людей. Свойство образа быть отнесенным к воспринимаемому предмету называется предметность восприятия. Именно благодаря предметности субъект может полагаться на свои образы и адекватно вести себя в тех или иных предметных ситуациях. Предметность восприятия говорит о том, что психика (душа) находится не в теле, а вне его - в пространстве и времени социального бытия человека.
Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации. Она является необходимым условием построения адекватных и разумных действий в соответствующих жизненных ситуациях. Снижение адекватности восприятия является главной причиной практических ошибок, совершенных в условиях профессиональной и бытовой деятельности. Неадекватное восприятие называется иллюзорным. Ярким примером может служить иллюзия движущегося поезда. Она наблюдается в ситуации, когда сидящий в вагоне только что тронувшегося поезда человек принимает рядом стоящий состав за движущийся. Причиной искаженного восприятия может быть отношение субъекта к воспринимаемому объекту, установка, ненормальное психическое или физическое состояние, изменение привычных условий восприятия и др. Однако даже и при отсутствии этих причин восприятие никогда не бывает абсолютно адекватным.
Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине, независимо от меняющихся условий восприятия: освещенности, удаленности, угла зрения (ракурса) и др. Например, размер фигуры человека остается неизменным для наблюдателя независимо от расстояния до него. Не будь этого свойства, при всяком изменении всевозможных условий восприятия субъективно менялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей. Это затруднило бы ориентировку.
Целостность восприятия проявляется в том, что в образе отдельные элементы - признаки предмета - объединяются в целое. При этом имеет значение не столько пространственная близость частей (элементов) друг к другу, сколько их принадлежность к определенному предмету. Осмысленность (категориаль- ность) выражается в том, что восприятие носит обобщенный характер, каждый воспринимаемый предмет обозначается словом - понятием и относится к определенному классу. Это достигается с помощью мыслительной деятельности человека в процессе восприятия. Она оказывает очень сильное влияние на восприятие. Благодаря осмысленности, например, человек может свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Категориаль- ность человеческого восприятия говорит о его социальности.
Содержание и характер восприятия образа зависят не только от характеристик объекта, но и от свойств самого воспринимающего субъекта. На него оказывают влияние особенности личности воспринимающего: отношение к воспринимаемому, потребности, желания, опыт, чувства и др. Зависимость восприятия от личности воспринимающего носит название апперцепции.