Предметом этой школы на первый взгляд являются познавательные процессы. Изучение бихевиористами когнитивных процессов в рамках поведения способствовало появлению определённых ценностей новой школы: когнитивные процессы рассматриваются как важнейшая детерминанта поведения.
Не только бихевиористы повлияли на возникновение новой школы, ими были "беспартийные" психологи, которые нейтрально отреагировали на первый психологический кризис и продолжили изучать познавательные процессы, не отказываясь от традиций. Таким психологом был Дж. Брунер. Он исследовал восприятие, мышление и пришёл к выводу, что традиционная исследовательская парадигма изучения познавательных процессов вступает в противоречие с полученными им фактами.
Теория личностных конструктов Дж. Келли.
Келли поступил в университет сначала на инженера, затем на социолога, затем снова поменял ориентир и поступил в Эдинбургский университет, где получил кандидатскую по психологии по теме "Прогнозирование успешности преподавателей". В 35ые годы возвращается в США, где работает на кафедре клинической психологии и психиатрии. Во время Великой депрессии он оказывал психологическую помощь фермерам, тогда у него и складывается теория личностных конструктов.
|
|
Сначала он создал когнитивно ориентированную терапию. В 1955 году он выпускает книгу "Теория личностных конструктов", включающую: 1) философия 2) теория личности
3) методичка когнитивно-ориентированной терапии
Философия: человек стремится устанавливать связи между событиями, чтобы на основе этих связей иметь возможность прогнозировать будущие события.
Инструментом такого прогноза является личностный конструкт: в структурном плане он представляет собой ряд расположенных в определённом порядке событий (элементов конструкта), последствия, которые уже известны S в силу их представленности в прошлом опыте.
В функциональном плане конструкт регламентирует наше восприятие: в воспринимаемых событиях фиксируется только те характеристики, которые соответствуют индивидуальной системе конструктов S. Более того, поскольку содержание перцептивного образа оказывает непосредственное влияние на поведение, то и действия, входящие в арсенал S, в точности соответствуют содержанию этой системы.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Участие в создании этой теории приняли гештальт психологи. Первым данную закономерность отметил Хайдер, а разработал теорию Л. Фестингер.
Основные постулаты теории когнитивного диссонанса:
Когнитивные репрезентации внешнего мира и себя (знания, представления, отражение) стремятся к гармонии, согласованности и конгруэнтности. Если такая конгруэнтность имеется, то есть если из одного знания вытекает нечто соответствующее другому, S пребывает в состоянии когнитивного консонанса, которое является позитивным состоянием. Если же из одного знания вытекает нечто противоречащее другому - возникает когнитивный диссонанс, который является негативным, беспокоящим Sсостоянием.
|
|
Чтобы доказать справедливость своей теории, Фестингер исследует 4 области человеческой жизни, где, по его мнению, однозначно проявляется КД:
1. Конфликт после принятия решения
2. Феномен вынужденного согласия
3. КД и самооценочная сфера
Самооценка - это представление S о самом себе и своих возможностях.