Огранизмический подход

Основной постулат:идея о том, что для человека должны быть созданы все условия для более возможного раскрытия его общечеловеческой и индивидуальной природы, условия позволяющие ему быть самим собой. Наиболее полно эта идея была раскрыта в теории самоактуализации А. Маслоу.

1. Теория Маслоу ( основная идея: образ жизни человеческого существа должен протекать в рамках самоактуализации –как можно более полном раскрытии личностного потенциала ).

Этот процесс является для человека естественным и побуждается соответствующей потребностью - потребностью к самоактуализации.

Однако не все наши действия соответствуют этому принципу существования. Чтобы объяснить этот печальный факт, Маслоу включает в свою теорию концепцию, включающую структуру человеческих потребностей – «Пирамида человеческих потребностей», в которой наши потребности находятся в иерархических отношениях др. с др.

Критика: Франкл высказывает сомнения в правомерности данных постулатов, ссылаясь на свой концлагерный опыт – проведенное там время – время самоактуализации, при том, что весь спектр дефицитарных потребностей не удовлетворялся.

Объяснение: Маслоу включает концепцию онтогенетического развития: ребенок в своем развитии последовательно преодолевает все ступени пирамиды. Чтобы ставить цели, он должен в первую очередь удовлетворить свои ФП. После начинается изучение своего личностного потенциала. Однако здесь он может столкнуться с обстоятельствами, ущемляющие его ПБ. Выход: ограничение активности ребенка в известных пределах с ясными, четкими правилами, сообщающие самые общие принципы физ. и социальной среды.

2. Феноменологический подход в системе знании К. Роджерса;

Идея: 1. основная движущая сила развития - потребность в самореализации, побуждающая человека становиться тем, что заложено в его природе. 2. Феномелогичекий подход –представления о том, что человек живет не в мире объективной реальности, а в своем внутреннем феномелогическом мире, которой отражен в его голове в данный момент времени в форме психических феноменов. Мы реагируем на события так как их воспринимаем. Так как действия и поступки человека определены феномелогическим полем, оно и есть та данность, которая представляет нам уникальную и целостную человеческую личность в данный момент времени. Но тогда личность - это непрерывный поток полей.

До известной степени это соответствует феномелогической позиции Роджерса, который отвергал теорию Фрейда о феномене прошлого опыта, утверждая, что на поведение влияет лишь актуальная интерпретция прошлых переживаний. Вместе с тем, он далек от мысли представить человеческую личность как смену феномелогических кадров, тк это противоречит не только здравому смыслу, но и центральной для гуманистов идеи о целостности, поэтому текущие состояния феномелогического поля Роджерс обозначает не термином «личность», а связывает их с жизнедеятельности организма.

Личность же формируется из наиболее интенсивных феноменов, из которых образуется самость «Я-концепция». Это и есть личность – согласованный концептуальный гештальт, составленный из 1. Восприятия свойств Я или «меня»;2. Восприятия меня с другими и разными аспектами жизни; 3. Ценностей, связанных с этими перцепциями. Он доступен сознанию, но не обязательно всегда полностью осознан. Несмотря на устойчивость, ему свойственны изменения, но в каждый момент времени этот гештальт образует неповторимую уникальную целостность.

Также в структуру входят представления о тех элементах, которых пока нет, но которые субъект хотел бы иметь в будущем. Эти представления Роджерс называет термином «Идеальное Я», тоже относящееся к структуре личности.

Эта система взглядов о человеческой личности сложилась у Роджерса на основе его психотерапевтического опыта. Проанализировав множество доступных ему психотерапевтических случаев, он психотерапевтических процессов сводит к одному термину неконгруэтность, которая проявляется в 3 направлениях:

1. между объективной реальность и ифеномелогическом полем (человек переживает и думаетчто не соответствует действитель.; это создает у субъекта неадекватные ориентации в ситуации, что сказывается как на его действиях, так и на его взаимоотношениях)

2. между феномелогическим полем и «Я-концепцией» ( эта форма является по Роджерсу ключевой психотерапевтической проблемой, формируется из-за неправильного воспитания ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: