Виды педагогических конфликтов

Среди потенциально конфликтогенных педагог.ситуаций можно выделить следующие:

• ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

• ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;

• ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагог.деятельности.

Существуют различные типы и виды конфликтов:

1) по направленности: - вертикальные (учитель-ученик) - горизонтальные (ученик-ученик) - смешанные (учитель - родители)

2) по уровню: -макроуровень (системаобразовани - общество)

-средний уровень (администрация, учителя, родители)

-нижний уровень (учитель-ученик, родители-ученики)

3) по содержанию: -конфликты деятельности (успеваемость)

-конфликты поведения (нарушение правил поведение)

-конфликты отношений (эмоционально личностные отношения)

Выделяют четыре вида конфликтов: - внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности

- межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели

- межгрупповой - конфликтующими сторонами выступают соц. группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие др. др. на пути их осуществления

- личностно-групповой — возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются:

1) ученик-ученик.- стремление к лидерству в микрогруппе - демонстрация личного превосходства - отсутствие сострадания, цинизма.

2) ученик-учитель.- возникают в старших классах, доминирование концепции "Я-взрослый", стремление к автономии.- острая и резкая реакция на замечания - конфликты могут возникать и из-за несправедливых оценок.

3) учитель-учитель.- соперничество между преподавателям. - демонстрация превосходства опытных учителей над новыми,молодыми педагогами. - создание благоприятного впечатления не деятельностью, а ее имитацией.

Конфликты в педагогическом коллективе

В жизнедеятельности педагогического коллектива существуют две стороны: формальная (функционально-деловая) и неформальная – эмоционально-личностная. Психологическое единство в социуме может быть достигнуто за счет совместной деятельности и здоровых межличностных отношений. Дифференциация в сфере функционально-статусных отношений порождает социальное неравенство, которое также провоцирует психологическую напряженность.

Причины возникновения конфликтов довольно разнообразны. Иногда можно видеть сразу несколько причин. Старт конфликта вызвала одна причина, а затяжной характер ему придала другая.

Причины возникновения межличностных конфликтов:

Одной из вероятных причин может быть "дележ общего объекта притязаний".

· Ущемление чувства собственного достоинства.

· Источником конфликта зачастую становится неподтверждение ролевых ожиданий.

· В основе конфликтных отношений могут лежать предметно-деловые разногласия.

· Расхождение норм общения и поведения.

· Конфликт мгновенной эмоциональной разрядки.

· Из-за относительной психологической несовместимости людей, вынужденных в силу обстоятельств ежедневно контактировать друг с другом.

· Конфликт ценностей.

Но можно выделить и специфические причины педагогических конфликтов.

1. Конфликты, связанные с организацией труда учителей;

2. Конфликты, возникающие из-за стиля руководства;

3. Конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения.

Управление педагогическими конфликтами

Проанализируем более подробную схему этапов возникновения и завершения конфликта

1. Потребностная ситуация (состояние ущемления потребности). Воспринимается субъектом конфликта, как “беспокойство”, “недовольство”, “неудовлетворенность”, “ущемление”, “тревога”, “страх” по отношению к своему состоянию, жизненному положению, взаимоотношениям со своим окружением и т. п.

2. Латентный (скрытый) конфликт. Противник найден. Проявляется противопоставленность интересов сторон, ценностных ориентаций, целей, чувства неудовлетворённости, недовольства, испытываемые одним или каждым из субъектов взаимодействия становятся всё более адресными и оформляются в мотивы конфликтного поведения.

3. Противоборство. Конкретные действия одной из сторон для защиты своих интересов (момент актуализации конфликта). Инцидент.

4. Организация конфликта. Организация конфликтного противодействия или интелектуализация конфликта. Нарастание эмоциональной напряжённости, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние.

5. Стадия принуждения, которая может перейти в договорную стадию, или двигаться в направлении насилия.

6. Договорная стадия - выработка соглашения и его реализация.

Повлиять на конфликт, находящийся на 1-2 (латентной) стадии практически невозможно, так как это целый комплекс объективных и субъективных условий.

В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога.

Процедура урегулирования конфликтов выглядит так:воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле; не делать поспешных выводов; при обсуждении следует анализ.мнения противопол. сторон, избегать взаимных обвинений; научиться ставить себя на место др. стороны; не давать конфликту разрастись; проблемы должны решаться теми, кто их создал;

уваж. относиться к людям, с которыми общаешься; всегда искать компромисс; преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникациямежду общающимися.

Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или др. к др.

Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта. Конфликт переходит из “явной” формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

переориентации мотивации оппонентов.

Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов: изъятие из конфликта одного из участников;исключение взаимодействия участников на длительное время; устранение объекта конфликта.

Исходами конфликта могут быть: устранение одной или обеих сторон; приостановка конфликта с возможностью его возобновления; победа одной из сторон (овладение объектом конфликта); деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное); согласие о правилах совместного использования объекта; равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом др. стороной; отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.

 

 

16. НАБЛЮДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: