Модели психического развития по В. И. Слободчикову

В. И. Слободчиков в основу периодизации стадий возрастного развития ставит смену «человеческих общностей», являющихся, по его мнению, предельно общим понятием, включающим одновременно и объект, и источник развития. Каждая человеческая общность характеризуется той или иной совместной деятельностью, смена партнеров в осуществлении которой определяет выделение пяти базовых ступеней развития.

В основу теории общего психического развития Слободчиков ввел понятие «событийной общности» - внутри которой образуются человеческие способности, позволяющие индивиду: 1.входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры; 2.выходть из общности, индивидуализироваться, т.е. быть самобытным.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И.
Основные ступени развития субъектности человека.

1. Ступень оживления (от рождения до 1года)Ребенок строит общение с матерью, осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, вписывает себя в пространственно-временную организацию общей жизни семьи.

2. Ступень одушевления: (от 1 года до 5,5 лет). Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость. 2 важных события – прямохождение и речь, как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности.

осуществляет совместную деятельность с близкими взрослыми
3. Ступень персонализации (от 5,5 до 17 лет). освоение социальных норм и принципов в общении с общественным взрослым — учителем, наставником и т.п.,впервые осознает себя потенциальным автором своей биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее.
4. Ступень индивидуализации (от 17 до 42 лет). Человек становится ответственным за собственную самость. В этот период он входит в пространство общечеловеческих экзистенциальных ценностей.взрослеющий человек вступает в отношения со всем человечеством, опосредованные индивидуальным принятием системы ценностей общества в целом.

5. Ступень универсализации: теоретически высшая ступень «универсализации» отличается принятием духовных, экзистенциальных ценностей, партнером в осмыслении которых становится так называемое «Богочеловечество».
По мнению В. И. Слободчикова, каждая ступень развития включает в себя «стадию принятия» и «стадию освоения» данной общности. На стадии принятия происходит совместное освоение способов взаимодействия, «построение» соответствующего типа общности. В конце этой стадии взрослый подталкивает ребенка, стремящегося к сохранению statusquo, к поиску новых способов самоопределения, что проявляется кризисом развития данной общности, преодоление которого знаменует начало стадии освоения ребенком собственной отдельности в рамках этой ступени развития

Выводы и заключения

1. Развитие может быть проанализировано с точки зрения охватываемых им временных дистанций, в качестве которых выступают филогенез, антропогенез, онтогенез и микрогенез.

2. Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые эта­пы составляет проблему периодизации развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: