Виды индивидуальной работы психолога в образовании: консультирование, коррекция. Их психологические основания и основные проблемы

 Психолог – человек, обладающий теоретическими знаниями в области психологии и практически работающий с жизненными и личностными проблемами детей и взрослых. Для этого помимо консультаций психолог использует разнообразные формы организации. К традиционным формам относятся лекции, беседы, семинары. Нетрадиционные формы работы основаны на использовании активных методов обучения - психогимнастики, тренинга, ролевых и деловых игр. При большом разнообразии форм работы психолога с детьми и взрослыми их можно разделить на индивидуальные и групповые формы работы. К индивидуальным формам работы психолога в образовательном учреждении относят индивидуальные консультации, индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми. К групповым формам организации работы психолога относят групповые консультации, консилиумы, педсоветы, семинары, лекции, тренинги, групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми. Разнообразие форм работы психолога с детьми, родителями и педагогами представлено в таблице (табл.7).

Таблица 7

Формы и методы организации работы психолога образовательного учреждения

Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Психодиагностика - индивидуальное обследование; - групповое тестирование; - анализ продуктов деятельности. - индивидуальное и групповое тестирование; - анкетирование; - анализ урока; - наблюдения. - анкетирование; тестирование. Психопрофилактика Для дошкольников: - развивающие занятия; Для школьников: - тренинги, факультативы; уроки психологии, лекции; - семинары, практикумы; - ролевые игры.- тренинги; - лекции, семинары; - практикумы; - консилиумы; деловые игры. - родительские собрания; - упповые консультации; - тренинги; - ролевые и деловые игры. Психокоррекция- групповые коррекционно-развивающие занятия; - индивидуальные коррекционные занятия. - индивидуальные беседы; - релаксационные занятия; - тренинг общения. - игровые занятия детьми и родителями; -родительские группы.Консультирование - консультативные беседы; - индивидуальные консультации; - профконсультации для старшеклассников; - групповые консультации. - групповые консультации; - индивидуальные консультации; - тренинги; - ролевые игры. - индивидуальные и групповые консультации; - родительские собрания. Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Данные формы работы обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание определяется по запросам родителей, педагогов, учащихся (старшеклассники), или по выбору психолога. Наряду с вербально-коммуникативными средствами при проведении групповых форм работы целесообразно использовать и невербальные (наглядные) средства: стендовая информация, распечатки рекомендаций, мини-тестов, анкет, развивающих игр и упражнений.

Традиционные формы обучения дают знания, а активные методы обучения помогают приобрести навыки. При рассмотрении активных методов обучения целесообразно остановиться на тренинге. Социально-психологический тренинг - это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Тренинг - это групповая форма работы с педагогами, учащимися, родителями, детьми, которая является эффективным методом обучения и коррекции, и вызывает большой интерес детей и взрослых. В условиях образовательного учреждения целесообразно использовать тренинг с целью групповой профилактики нарушений психологического здоровья у детей и подростков.

Социально-психологический тренинг может иметь конкретную направленность:

 тренинг общения, тренинг ролевого, делового поведения, тренинг самостоятельности и т.д. Каждый тип тренинга имеет диагностическую и развивающую задачи, которые решаются не столько ведущим, сколько самими участниками. На занятиях психолог может ставить ряд задач:

- дать ребенку или взрослому знания о нем самом, развивать рефлексию как процесс познания и понимания себя и других;

- способствовать личностно му росту, самоопределению и поиску жизненных ценностей;

- создать условия для раскрытия творческого потенциала личности;

- дать некоторые сведения о психологических функциях и процессах;

- совершенствовать коммуникативные умения и обогащать поведенческий потенциал человека, помочь ему стать социально адаптированным.

Психолог является руководителем малой группы и ее участником одновременно. Он дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию по обсуждению различных психологических проблем, он грамотно осуществляет все процедуры, их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это служило и целям обучения, и в то же время способствовало созданию обстановки доверия на занятии. Он организует групповую рефлексию и осуществляет функцию оказания поддержки. Как руководитель малой группы психолог осуществляет руководство всем процессом, меняя творчески различный стиль руководства. Как член группы он наравне с ребятами принимает участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях.

Особое значение в условиях школы имеет тренинг общения. Профессия учителя относится к типу профессий «человек-человек». Предметом труда учителя является другой человек, а одним из основных средств труда - общение. И, тем не менее, педагогическое общение - камень преткновения современной школы. Коммуникативные способности учителя (умение адекватно воспринимать другого, точно передавать ему информацию и переживания через слово, интонацию речи, мимику, пантомимику, поведение), как правило, развиты слабо.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: