Показания для исцеления памяти

 

Какие же признаки указывают на то, что пациенту, возможно, требуется исцеление памяти? Я говорю «возможно», так как часто приходится слышать утверждения, что исцеление памяти — это единственная форма внутреннего исцеления. Мне хотелось бы подчеркнуть, что это не так. Мы вовсе не считаем, что исцеление памяти является одним–единственным способом духовной терапии тех видов эмоциональных и духовных расстройств, которые мы будем описывать ниже.

Если человек прячется от своих болезненных переживаний и они не исцеляются и не входят в жизнь составной частью, эти переживания часто прорываются сквозь психологические защиты и начинают мешать нормальной жизни.

Одним из свидетельств этого являются периодически всплывающие в воображении картины, сцены или сны, вносящие в эмоциональную и духовную жизнь разлад и беспокойство.

В процессе консультирования я всегда задаю вопросы примерно такого рода: «Не бывает ли так, что у вас в сознании постоянно всплывают воображаемые картины, которые не дают вам покоя и снова и снова повторяются? Или все время возвращаются во сне? Не бывает ли воображаемых образов (воспоминаний), которые настолько прочны, что мешают вашей нормальной жизни?» Если человек отвечает утвердительно, я прошу его рассказать об этих образах и сценах.

Хотя подробности воспоминаний могут разительно отличаться друг от друга, сами явления одинаковы: некие воображаемые образы вновь и вновь проигрываются в памяти, как записи на видеомагнитофоне. Иногда эти образы «проигрываются» в замедленном режиме, и тогда эмоции, которые сопровождают эти воспоминания, очень интенсивны. Это как сверхзамедленное воспроизведение в компьютерной игре, когда играющий может реально видеть и ощущать решимость или страдание на лице компьютерного персонажа! Часто эти повторяющиеся образы сильнее всего одолевают человека или перед сном, или во время ночных пробуждений, или непосредственно утром. Иногда они появляются во время сновидений (ночных кошмаров), от которых несчастный страдалец просыпается в слезах, с криком, в холодном поту. Эти картины могут быть такой силы, что человек на следующий день оказывается полностью выбит им из колеи.

Характеристики и фабула таких повторяющихся сцен отличаются друг от друга так же, как отличаются биографии переживающих их людей. Тем не менее я отметил, что содержание таких переживаний и вызываемая ими боль, по–видимому, неким образом связаны. Поговорим об этой связи ниже.

 

 

Душевные раны

 

В определенном смысле все то, что причиняет физическое страдание, вызывает душевную или эмоциональную муку, мы можем назвать раной. В нашем обсуждении я хочу сузить этот круг значений до некоторых наиболее распространенных переживаний жизни, которые причиняют эмоциональное страдание, нанося удар по самолюбию человека. В современном английском языке слово «рана» — «hurt» — происходит от среднеанглийских слов «hurten», «hirten» — «ударять», «наносить удар», «вредить», которые, в свою очередь, восходят к древнефранцузскому «hurter» (Американский словарь наследия английского языка)[8]. Любые удары судьбы, все, что причиняет вред нашей личности, наносит нам душевные раны. Такое может случиться с нами в любом возрасте: во время развития в утробе матери, младенчества, детства, отрочества, в ранней юности, преклонных годах. В основе многих наших душевных ран лежит чувство отвержения. Это чувство тем сильнее, чем более важен и значим для нас тот, кто нас отверг.

Наиболее болезненные формы отвержения проявляются в самые ранние годы — в дошкольном и младшем школьном периодах жизни, потому что причины действия, которое ребенок воспринимает как отвержение, он никак не может объяснить. Ребенок не в состоянии понять, почем другой человек отнесся к нему именно так, и он не знает, как с этим быть. У случившегося могут быть вполне логичные причины, но их невозможно объяснить ребенку, а он сам не способен правильно осознать происходящее. Например, часто глубочайшее ощущение себя отвергнутым возникает в результате несчастных случаев, болезней, непреодолимых препятствий и даже смерти близких. Обстоятельства заставляют родителей, родственников, учителей, священников или друзей уделять больше времени и внимания кому–то или чему–то другому. Это воспринимается как отвержение и может оставить болезненный шрам в памяти.

Молодой человек по имени Джеф, ревностный христианин, обратился ко мне за помощью из–за низкой самооценки, депрессии и душевного краха. Он почти постоянно испытывал страх быть отвергнутым семьей, друзьями и даже Богом. Снова и снова его посещало странное чувство одиночества и тревоги, которое вызывало из глубины смутные воспоминания. Это ощущение тревоги так или иначе возникало в снах, неотступно посещавших Джефа. Но оно было столь неясным, что Джеф с трудом мог вразумительно описать его. В одном он был уверен: центром всех этих переживаний было чувство отвержения. Мы без труда могли видеть реакции Джефа. В подобных случаях основная часть этой душевной раны столь болезненна, что у человека появляется и сильнейший страх снова испытать такую же боль (в случае Джефа — от отвержения другими). Все крутится по замкнутому кругу — как собака, которая гоняется за своим хвостом, иногда хватая его зубами! Страх снова быть отвергнутым — и от этого опять страдать — все время растет, сказываясь на восприятии человеком своей жизни. Этот страх становится ожиданием, а ожидание в конце концов превращается в некий пагубный фильтр, сквозь который просеивается большинство самых обычных переживаний жизни. В результате человек чувствует гораздо больше страданий, чем ему приходится переживать на самом деле.

Такую болезненную прогрессию было легко проследить в случае с Джефом; он теперь жил как бы в некоем герметичном космическом скафандре, который защищал его в основном от предполагаемых ран. Мы начали с ним работать, медленно продвигаясь от настоящего назад во времени с помощью различных методов, которые будут описаны в следующих главах. Разумеется, на наших встречах мы также много молились, неизменно прося Святого Духа даровать нам осмысление и понимание, которое лишь Он может ниспослать. Один из самых первых моих наставников описал этот процесс с помощью навсегда запомнившегося мне образа, который потом очень помогал мне в моей терапевтической практике. Он дал мне такой совет: «Часто все, что нужно, — это продолжать грести веслами и молиться, молиться и грести, пока Дух Святой не покажет тебе место, где надо причалить!»

В один прекрасный день Святой Дух указал нам с Джефом нужную пристань памяти, а когда мы к ней причалили, Он руководил нами в исследовании целого лабиринта тайных пещер, заполненных чувствами покинутости и отвержения. Все началось, когда Джефу было четыре года, с рождением его маленькой сестренки. У матери беременность протекала тяжело, роды были очень болезненными. К тому же девочка появилась на свет с врожденным дефектом, исправление которого потребовало много внимания и значительных расходов. До этого вся любовь и забота родителей доставались Джефу. Когда же появилась сестренка, все резко переменилось. Даже в самых нормальных случаях подобное «перераспределение любви» переживается тяжело. Для Джефа это стало просто травмирующим событием. Часто старший ребенок приспосабливается к рождению младенца, становясь «маленьким маминым помощником» и таким образом заняв важное место в увеличившейся семье. Но для Джефа даже эта роль была исключена из–за специфики тех проблем, которые были у его новорожденной сестренки. Родители уже не уделяли Джефу прежнего внимания, и Джеф сильно страдал оттого, что от него, как ему казалось, умышленно отвернулись. Временами для лечения девочки родителям приходилось подолгу уезжать в другие города, и Джефа оставляли с незамужней тетей, которая не могла понять перемен в его поведении. Вместо того чтобы больше обычного окружить Джефа пониманием и любовью, которых ему так не хватало, она лишь добавила в отношения с ним больше строгости и наказаний. У Джефа же к его переживаниям боли и отвержения добавились неясные чувства страха, гнева и вины. Он был уверен, что это он сделал что–то такое, из–за чего все случилось: недомогание матери во время беременности, трудные роды и порок развития у сестренки. Как у всякого ребенка в его положении, к любви, которую он испытывал к своей матери и сестренке, примешивался гнев: наказывал ли его Господь за «неправильные» мысли и чувства? Эти «неподобающие» чувства вытеснились из сознания Джефа, но жизнь виделась ему все более несправедливой и болезненной. Взрослому подобные рассуждения могут показаться смешными, но четырехлетний ребенок не ощущает в них никаких противоречий, для него они вполне логичны и разумны.

По мере того как мы разговаривали и вместе молились, Джеф начал с графической точностью восстанавливать в памяти этот порочный круг из боли, страха перед новой болью и искаженного видения действительности с ожиданием еще большего отвержения и боли. Воспоминания всплывали одно за другим, и Джеф был поражен сильнейшими чувствами ярости и обиды по отношению к сестре и тетушке, которые возникали в его душе вместе с этими воспоминаниями. Во время молитвы я припомнил историю из главы 5 Евангелия от Иоанна, где люди настойчиво просили Господа послать ангела, чтобы тот возмутил воду в купальне, после чего вода становилась целебной. Подобным же образом Господь расшевелил сознание Джефа для эмоциональной и духовной «гидротерапии». Джеф увидел, что единственная возможность исцеления — это шаг назад в прошлое, в эту «купальню» с взбаламученными переживаниями, какими бы болезненными они ни были. Для обретения целостности потребовалось сделать несколько путешествий (погружений) в эту «купальню» прошлого. Каждый раз мы молили Христа даровать Джефу понимание, ощущение любви и близости, прощение, которых ему так не хватало в детстве. В конце концов мощный поток неотступных и постоянно возвращающихся воспоминаний иссяк, и Джеф обрел способность учиться зрелому, христианскому отношению к другим людям. Конечно, ему предстоял серьезный труд, чтобы перестроить свой взгляд на мир и научиться новым отношениям. Но теперь он получил возможность трудиться над этим, поскольку его память была исцелена. До того, несмотря на серьезные усилия и духовную дисциплину, Джеф не был способен к такому труду.

 

 

Унижение

 

Другая общая тема повторяющихся болезненных воспоминаний — смущение, стыд и унижение. Вспомнить на вечеринке о «самом большом конфузе в моей жизни» или посмотреть телепередачу на такую тему бывает очень смешно. Столь же забавными представляются прошлые события, которые мы прорабатываем и над которыми даже можем смеяться. Однако воспоминания о тех периодах жизни, когда мы переживали глубокое унижение, вызывают в нас самые болезненные чувства и являются одной из основных причин депрессии и низкой самооценки. Однажды на терапевтической группе Стэнли — сорокалетний пастор — рассказал свою историю. Придя в первый день в школу, он был очень горд тем, что умеет писать свое имя. Когда учительница спросила учеников, кто может написать, как его зовут, он первым поднял руку. На листке бумаги он начертил крупными печатными буквами: СТЭНЛИ.

Учительница сказала: «Ты написал неправильно. Твое имя пишется СТЭНДЛИ».

Он смущенно ответил: «Нет, мэм, в моем имени нет «д».

«Напиши его снова, — строго сказала учительница, — и на этот раз правильно».

Стэнли снова написал свое имя, вновь без буквы «д». Учительница выхватила листок и, держа его перед всем классом, повернув так, чтобы все могли видеть написанное, изрекла: «Смотрите, мальчики и девочки. Вот какой глупый мальчик, он даже не знает, как пишется его имя. Напиши опять, как тебя зовут, только теперь уже с буквой «д», слышишь меня?!»

И Стэнли сделал то, что от него требовали. Его дух был сломлен, а когда кто–то из детей стал хихикать над тем, что его щеки запылали от стыда, он ощутил себя совсем разбитым.

На терапевтической группе Стэнли так высказывался по поводу этого случая: «Наверное, эта сцена навсегда отпечаталась в моей памяти. Стоит мне вспомнить, как она говорила, что я глупый, а весь класс смеялся, у меня в душе все сжимается и болит. А хуже всего то, что я тогда тоже согласился с ее оценкой — сам не пойму, почему. Все это полный бред, но я до сих пор чувствую себя глупцом. Я знаю, что это абсолютная чепуха, ведь моя жена, мои успехи в жизни, мои ученики — все и всё убеждают меня, что я не дурак. Но какой–то внутренний голос постоянно твердит: да, я глуп». Он добавил: «Не так давно я разговаривал с одним из моих деловых партнеров, доктором наук. Он сказал мне, что беседа со мной очень помогла ему, и от всей души выразил мне свое восхищение. И что же вы думаете? У меня немедленно появилась мысль: «Ну, хоть он и доктор, а дуб изрядный, раз не видит, какой я дурак и как невпопад все делаю!»

Поразительно, какими нечувствительными к разрушительным последствиям своих действий могут порой оказаться родители, учителя и другие важные для ребенка люди, при всех устраивая ему разносы и нагоняи. Часто взрослые с лучшими намерениями используют такие формы порицания, чтобы приучить ребенка к порядку или добиться перемен в его поведении. Поскольку такие публичные наказания приносят быстрые результаты, они думают, что это позволительно. При этом взрослые не понимают, как сильно вредят такие разносы хрупкой самооценке чутко реагирующего на все происходящее ребенка, ведь мучительные воспоминания об этом, словно раскаленным тавром, отпечатываются на его психике.

Библия может многому научить нас в этом отношении. Чтобы помочь людям справиться с постыдными неудачами, Дух Божий являлся им, как правило, наедине. А как бережно делал это Иисус! Он говорил людям об их грехах и ошибках, когда они были одни. Принародно Христос изъявлял им Свою поддержку и укреплял их репутацию, а порицание высказывал один на один. В Своем совете, приведенном в Евангелии от Матфея 18:15–17[9], Иисус тщательно утверждает принципы действий во всех таких случаях. Сначала мы говорим с людьми наедине и пытаемся исправить положение. Только в том случае, когда это не действует, мы постепенно привлекаем к участию новых людей (свидетелей) и лишь потом уже порицаем человека при всех. Когда апостол Павел в Послании к Ефесянам приводил новый вариант пятой заповеди (об отношениях детей и родителей), он увещевал отцов не делать намеренно ничего, что может вызвать в их детях затаенную обиду[10].

Однако не все навязчивые воспоминания об унижениях относятся к унижениям публичным. Некоторые из них касаются разговоров наедине, когда суровые и необдуманные высказывания оставляли глубокий след в воображении человека.

Одна очень милая женщина, много лет боровшаяся со своей низкой самооценкой, с огромной болью рассказала о воображаемой картине, которая всплывала в ее памяти почти всякий раз, как она начинала краситься. Она воспитывалась в семье очень строгих правил, и ее отец считал всякую косметику грехом. Будучи подростком, однажды утром она слегка напудрила лицо, чтобы закрыть изъяны на коже, которые так часто появляются в этом возрасте. Вот ее собственные слова, которые эта женщина произнесла, вспоминая о том болезненном унижении: «Мой папа стал смеяться надо мной и язвительно заметил, что я выгляжу, как корова с белой мордой». А потом с большим чувством она добавила: «И ни разу, пока я росла, он не сказал мне, что я хорошо выгляжу».

Размышляя о прошлом, мы смогли понять, почему ее отец никогда не говорил ей таких слов. Он боялся, что из–за ее привлекательности у нее будут «неприятности с мальчиками». Не видя своей ошибки, он, стремясь уберечь добродетельность дочери, всячески критиковал ее внешность. Грустно говорить об этом, но такую ошибку часто делают родители красивых сыновей и дочерей. Хотя они не видят в этом вреда, их дети в результате переживают настоящий эмоциональный кризис. Как часто попытки управлять детьми, обвиняя, стыдя и унижая их, создают плодородную почву для болезненных переживаний, которые потом приходится исцелять!

Иногда память об унижениях связана не с отдельными событиями, а составляет часть общей атмосферы, в которой рос ребенок. Особенно часто мы обнаруживаем это в случае алкоголизма родителей. Семья становится частью системы, которая должна скрывать алкогольные проблемы папы или мамы. Например, дети и подростки мастерски изобретают любые предлоги, чтобы не приглашать сверстников к себе домой. Домашняя жизнь с полуправдами и благовидными оправданиями наполняет сердце ребенка стыдом и ощущением обмана. Он чувствует, что отличается от других и что ему всегда лгут и превращают его в посмешище, и эти чувства отравляют его воспоминания болью унижения.

 

 

Ужас

 

Я использую это сильное слово, относя его ко всему спектру различных чувств: страха, трепета, беспокойства и т.д., которые могут запечатлеваться в самых глубоких пластах сознания и, однажды всплыв оттуда, наполнять нас смятением и тревогой. Потребовался бы многотомный труд, чтобы описать все возможные способы, которыми страх укореняется глубоко в нашей памяти. Говорят, фраза «не бойся» встречается в Библии 365 раз: по одному разу на каждый день года. Это потому, что наш Господь знает, каково это — жить в наполненном страхом мире. Он понимает, что эти глубинные страхи — одно из серьезнейших препятствий для веры.

Вот некоторые наиболее распространенные и парализующие страхи, о которых мне рассказывали пациенты в процессе работы над исцелением памяти:

 

страх темноты;

страх быть покинутым или остаться в одиночестве;

страх неудачи, страх не выполнить что–то важное;

страх лишиться разума или потерять контроль над эмоциями;

страх сексуальных отношений, мыслей и желаний;

страх общения с другими людьми и страх необходимости доверять другим;

страх онкологических и других серьезных заболеваний;

страх Бога и Судного дня;

страх совершить «грех, которому нет прощения»;

страх будущего;

страх смерти близких или собственной смерти.

 

У христиан многие из этих страхов серьезно усилены чувством вины за само присутствие страха, который начинает занимать главное место в их жизни. Считается, что добропорядочный христианин не должен бояться или тревожиться — ведь Христос всегда с нами и, стало быть, страшиться нечего. Да и в Библии сказано: «…Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Иоанна 4:18). И люди начинают бояться еще больше и попадают в ловушку порочного круга страха признать, что испытывают страх!

На самом деле многие из этих страхов коренятся где–то в прошлом: в пережитых моментах испуга, в усвоенных нездоровых учениях и несложившихся отношениях — особенно в раннем детстве. Эти события вытесняются в такие глубокие пласты сознания, что у человека могут оставаться лишь самые неясные воспоминания о них. Часто нет и таких воспоминаний, но вся жизнь проходит в мучительных переживаниях сплошной и всеобъемлющей тревоги, которая связывается то с одной, то с другой причиной.

Именно так было с Джеком и Джил — братом и сестрой из весьма неуравновешенного семейства. Отец их был религиозным тираном, а мать — совершенно бесхарактерной женщиной, абсолютно подчиняющейся отцу в религиозном отношении. Глава семьи владычествовал «по Писанию», имея в виду собственную незыблемую (и, как правило, неверную) интерпретацию Библии, разбавленную его непредсказуемым настроением, иногда граничащим с жестокостью. Мать, силясь выжить в этих условиях, старалась поддержать мир в семье и уберечь ее от распада с помощью слащавой покорности. В результате обстановка стала такой, что каждый в семье прятался от отца в свою скорлупку. Поэтому у всех членов семьи из–за неправильного поведения земного отца — «эталона» и полуправды его догматов сложились такие же отношения и с нашим Небесным Отцом. С религиозными семьями подобного типа нам, христианским консультантам, приходится сталкиваться очень часто. И мы всегда поражаемся тому, как много настоящих крушений, эмоциональных и духовных, происходит из–за грубых искажений в понимании Священного Писания. Особенно это относится к отрывку из Послания к Ефесянам 5:22 — 6:4, в котором написано о браке и отношениях в семье[11].

Воспоминания Джека, вызывавшие его страхи, были затоплены так глубоко, что, выходя наружу, перемешивались с множеством различных вопросов библейского и богословского характера. Я привык к тому, что Джек регулярно звонил мне раз в неделю–две и всегда говорил примерно одно и то же: «Я недавно читал Библию и встретил отрывок, где говорится о том–то и том–то, и это меня сильно взволновало. Я боюсь, что…», или «Я не понимаю, как…» Это было предисловием, за которым следовало описание всех многочисленных тревог, возмущавших духовную жизнь Джека. И пока он не вспомнил и не представил себе во всех деталях болезненную и ужасавшую его обстановку в семье, где он вырос, ему не удавалось исцелиться от своих переживаний и обрести цельность своих чувств и убеждений.

У Джил страхи проявлялись совсем по–другому — в виде всевозможных болезней, частью вполне реальных, а частью вымышленных. Матери Джил пришлось заплатить ужасную цену за неспособность видеть события в истинном свете и выражать свои подлинные чувства. Когда она уже больше не могла выносить того, что происходило в семье, она слегла. Это приносило ей хотя бы малую толику так нужного ей внимания (и даже нежности) со стороны мужа. Он же, в свою очередь, использовал болезнь жены как средство контролировать детей: «Успокойтесь, ведите себя тихо; не волнуйте свою мать и не делайте ее больнее, чем вы уже сделали».

Джил хорошо усвоила от своей матери формы поведения, и ее жизнь также протекала в атмосфере непредсказуемости, наполненной страхами, хотя и не такими, как у ее матери. Парализующая боль, приступ лихорадки, а то и сердечный приступ — все это могло сразить ее в любое время. И Джил, вроде той женщины, о которой упоминается в Евангелии, «много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние» (Марка 5:26). Казалось, Джил постоянно окутана сотканной из страха одеждой и выискивает любую болезнь, чтобы на ней эту одежду развесить. Исцеление некоторых давних переживаний, а потом большие усилия, чтобы научиться принимать на себя ответственность, — все это вдохновило Джил на новую стабильную жизнь.

 

 

Ненависть

 

Мы подходим к самому средоточию темы нашего повествования — к рассказу о затаенной обиде, злобе и ненависти. В одной из следующих глав мы обязательно поговорим о том, как преодолевать злость и ненависть с помощью молитв о прощении и способности прощать. Пока же посмотрим на ненависть и обиду как на крупнейшую составляющую тех постоянно всплывающих в сознании переживаний, которые означают, что человеку может понадобиться исцеление каких–то болезненных воспоминаний. Ибо все, что мы описывали в этих главах, обычно сопровождается обидой и гневом. Иногда мы вполне отдаем себе в этом отчет и пытаемся справиться с ненавистью и обидой с помощью молитвы, но без видимых результатов. Порой мы лишь смутно догадываемся, что в нас клокочет ярость, но выяснить ее причины не можем. Эти причины, по–видимому, лежат глубже того, что мы способны сознательно вспомнить. Такая замороженная и глубоко спрятанная ярость у христиан часто бывает причиной депрессии. В другое время напряжение от этой подавленной ненависти может выражаться в виде болезней. Множество недугов могут уходить своими корнями в неисцеленную обиду. Есть старый анекдот о мальчике, который услышал, как отец говорил кому–то, что его мать сразил колит. Мальчик, вздохнув, спросил отца: «С кем это теперь она сразилась?»

Помните, когда Иисус въезжал в Священный город (мы называем это событие Входом Господним в Иерусалим, Пальмовым, или Вербным воскресеньем), некоторые фарисеи просили Его, чтобы Он запретил народу восхвалять Его и выражать свои чувства. Христос же ответил: «…Если они умолкнут, то камни возопиют» (Луки 19:40). В этой истории заключена житейская притча: когда христиане не выражают своих подлинных чувств, их тела кричат голосом боли и разных недугов. И это особенно справедливо в отношении ненависти и обид, которые спрятаны так глубоко, что им не дозволено даже присутствовать в осознанных воспоминаниях. Иногда им все же удается прорваться в сознание, и тогда в памяти начинают вновь и вновь прокручиваться картины прошлого. Вспоминаются прожитые ситуации и образы, и над всем берет верх ярость. Христиане приходят в особое смущение, когда эта ярость выплескивается на кого–то из близких — жену или детей, — которых они искренне любят. Это, в свою очередь, наполняет их раскаянием, виной и ощущением своей духовной несостоятельности, от которых эти люди приходят в еще большее замешательство, потому что не могут понять, откуда все эти чувства берутся. Как будто бы человек случайно задувает «скважину», соединяющую сознание с неким нетронутым пластом давних обид, которые, подобно фонтану нефти, внезапно вырываются наружу. Когда такое происходит снова и снова и человеку, похоже, не помогают ни попытки взять себя в руки, ни молитва, ни опыт более глубокого постижения себя в Духе, надо искать причины в натиске и боли неисцеленных переживаний.

Возможно, праведного христианина более всего приводят в замешательство и вызывают потрясение переживания, когда он обнаруживает, что переполнен гневом на Самого Бога. Принять это бывает ужасно трудно. Мне приходилось посвящать много сеансов терапии тому, чтобы в конце концов мягко подвести пациента к осознанию его обиды и злости на Бога. Потрясение бывает столь велико, что некоторые тут же теряют сознание у меня в кабинете, а у кого–то начинается тошнота и рвота. Ведь эти люди, любя Бога и желая служить Ему и чтить Его, чувствуют себя опустошенными, открыв в себе этот глубоко запрятанный гнев на Господа. Когда первое потрясение пройдет, они уже могут в подлинном присутствии Господа принять свои злобные чувства и позволить Ему омыть их души Своей любовью. Позже, оглядываясь назад, мы видим, что само это действие припоминания и прочувствования является необходимым прорывом к новому и началом их подлинного исцеления.

Так было и с одним пациентом, который рассказал мне об ужаснейших формах насилия, которое он переживал в детстве. Трудно себе представить, каких только невероятных средств не измышляла его мать, чтобы заставить его страдать, используя самые изощренные физические истязания и уничтожая ребенка словами. Добропорядочный христианин, он никогда по–настоящему не осознавал собственных чувств в отношении всего пережитого. Напротив, он все время хотел уверить меня в том, что он сильно любит свою мать. Мало–помалу в беседах со мной болезненные детали прошлого начали выходить наружу, и пациент стал понимать, какую ненависть он испытывает к матери. Но под этим находился еще более глубокий пласт гнева. Однажды прямо среди нашей молитвы об исцелении его болезненных переживаний он с тоской воскликнул: «А Ты, Господи, где, черт побери, Ты был, когда все это происходило?» Половодье диких чувств захватило его. Он дрожал в страхе, как осиновый лист. Но вскоре после этого он ощутил как поток Божественной любви омывает его, словно океанская волна. Понадобились еще многие годы перенастройки сознания и терапевтической работы, чтобы он обрел целостность. Но не было сомнений, что тот момент стал началом величайшего исцеления в его жизни.

В поистине замечательной книге Пьера Вульфа «Могу ли я ненавидеть Бога?» автор показывает, как наши чувства гнева и обиды, которые, как мы думаем, могут лишь отделять нас от Господа, становятся вратами к более близким отношениям с Ним. Я рекомендую прочитать эту небольшую книжку всем, кто страшится оказаться лицом к лицу с болезненной областью духовной жизни. Эта книжка очень полезна для подготовки людей к молитвенному этапу работы по исцелению воспоминаний.

Итак, мы посвятили целую главу рассмотрению первого и главного симптома, свидетельствующего о том, что необходимо исцеление памяти — повторяющимися воспоминаниями и навязчивыми образами прошлого, которые проявляются с такой силой, что сказываются на поведении человека в настоящем.

Следующие две главы мы посвятим второму симптому — наличию искаженных и разрушительных представлений о Боге.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: