Незаконное изъятие органов и тканей трупа человека

(ст.275-1 УК РК)

 

В последние годы наблюдается процесс бурного развития такого явления, как трансплантология. В Казахстане более 4 тыс. людей ожидают проведения операций по пересадке органов. Значительное число лиц ожидает проведения операций по пересадке такого органа, как почки. Их число составляет 1200 больных. Также ожидают своего донора 1146 лиц для пересадки сердца. Почти тысяча пациентов ожидает пересадки печени.

В Стратегии развития Казахстана до 2050 г. основными приоритетами отечественной медицины обозначены развитие трансплантологии и использование искусственного сердца стволовых клеток для продления жизни людей. Данное направление планируется вести в партнерстве с ведущими мировыми центрами. В стране постепенно выстраиваются институциональные механизмы управления в данном направлении.

В различных частях света исследуются проблемы, связанные с трансплантацией органов человека. В 1987 г. Всемирная медицинская ассамблея одобрила Декларацию по трансплантации человеческих органов. Впоследствии был разработан свод принципов по вопросам трансплантологии. Казахстан с учетом данных принципов реализовал их в своем законодательстве.Сюда относятся и проблемы поиска доноров для проведения операций по пересадке органов или тканей. Такими донорами могут стать умершие люди. В современный период такое донорство становится самым распространенным. В этой связи параллельно с законными правилами стал фактически формироваться и черный рынок донорских органов, при этом цены на живой товар приобретают баснословные цифры. Идет процесс коммерциализации данных процедур. Поэтому законодательство в данном направлении должно регулировать и защищать права умерших людей, неприкосновенность их органов и тканей, целостность тела. В этом состоит духовно-нравственная составляющая отношений, возникающих по поводу умерших, основанная на сложившейся человеческой морали общества. Исключение составляют случаи проведения процедуры обязательного вскрытия в целях установления причины смерти человека. При этом отношение к останкам человека должно быть достойным. Таким образом, изъятие органов или тканей у трупа человека вне установленных правил и процедур законодатель рассматривает как преступление.

Незаконное изъятие органов и тканей трупа человека является деянием, посягающим на установленные в обществе нравственно-духовные отношения по отношению умершему. При этом причиняется значительный моральный вред родственникам этого лица. Любые человеческие традиции требуют сообразного отношения к личности усопшего. Такое же уважительное отношение к нему продиктовано особенностями традиций и обычаев, нормами религии, которые сформировались в казахском сообществе. В отсутствии данного состава преступления деяние могло бы рассматриваться как надругательство над умершим человеком. Изъятие какого-либо органа или тканей у умершего человека, в целях их дальнейшей трансплантации, приобретает широкий размах. Об этом бьют тревогу отечественные средства массовой информации. Процесс становится неконтролируемым. Поэтому 02.03.2006 г. в УК РК была внесена статья, установившая уголовную ответственность за анализируемое деяние.

Законодательное регулирование трансплантации имеет большую историю и соответственно требует самостоятельного изучения. Остановимся лишь на некоторых проблемах, которые возникают в процессе применения рассматриваемой нормы. Начнем с того, что в Казахстане в 2009 г. принят Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения». В главе 27 данного кодекса регламентированы трансплантация тканей и (или) органов (части органов). Ст.ст.169-170 названного закона регулируют условия их изъятия. Донором по трансплантации может быть человек, труп человека или животное.

При этом следует иметь в виду, что закон не допускает изъятия тканей или органов у трупа, если не было на то согласия самого лица еще при жизни, либо его супруга или супруги, близкого родственника или законного представителя, которые были не согласны с таким изъятием. Таким образом, законодатель установил принцип презумпции согласия. Однако данный принцип неизвестен населению страны. Выборочный опрос показал незнание о таком праве прижизненного согласия или несогласия на трансплантацию органа (98%). Это означает отсутствие осведомленности населения о своем праве быть или не быть потенциальным донором. Все опрошенные показали, что не имеют представления о том где, когда и в каком порядке следует при жизни реализовать такое право. Это вызвало много нареканий со стороны общественности, поскольку лицо должно знать о таком праве. Если оно в силу обстоятельств не успело зафиксировать факт своего отказа на донорство, то в медицинских учреждениях данное лицо автоматически становится посмертным донором. Многие правозащитники полагают, что такой подход неверен в корне. По их мнению, право человека на достойное обращение после жизни остается нереализованным, что также, на наш взгляд, является ущемлением прав усопших. Интересно, что законодатель подошел к данному вопросу весьма прагматично. Речь идет о том, что в ст.171 Кодекса сказано о правах донора и реципиента. Однако эти права реализуемы только по отношению к живым лицам. Прав умерших реципиентов в кодексе не предусмотрено. Этот недостаток должен быть устранен.

В мировой практике существует и другой принцип – принцип презумпции несогласия. Данный принцип представляется более правильным, поскольку отсутствие изначального согласия на изъятие органа не дает возможности на данное изъятие. Человек должен заранее, по установленной форме дать свое согласие на использование органов или тканей своего тела в целях донорства. Если такого согласия не было сделано при жизни, то устанавливается запрет на изъятие органа. Либо в критической ситуации должно быть получено согласие родственников на такое изъятие (испрошенное согласие). Фактически в настоящее время разрешена практика забора органа при отсутствии согласия родственников, поскольку практически проходит мало времени между констатацией смерти и получением согласия родственников или близких лиц, возможно, даже связанного с их установлением и вызовом к потерпевшему.

Таким образом, принцип презумпции согласия при изъятии органа или тканей умершего необходимо заменить на другой принцип – презумпцию несогласия. Всемирная организация здравоохранения определила право человека на свое тело после смерти. При этом составляющей частью данного права является право распоряжения своим телом после смерти. Внедрение данного принципа позволит исключить случаи злоупотребления со стороны медицинских работников и соблюсти права людей после их смерти.

Отметим, что до сих пор не разработаны механизмы реализации прижизненного согласия на посмертное донорство. Не определен порядок регистрации и создания базы данных в данном вопросе. Необходимо устанавливать защиту от вторжения в базу данных. Люди должны быть в первую очередь информированы о том, что представляет собой трансплантология. Во вторую очередь граждане должны понимать, что, становясь донорами, они поступают бескорыстно и осознанно и в этой связи принимают соответствующее решение – стать посмертным донором. Существующая презумпция согласия, не доводя до сведения людей о таких манипуляциях, сразу включает в число обязательных доноров всех граждан страны.

Решение проблемы в части увеличения числа лиц, ожидающих доноров для пересадки, должно протекать не в формате, что каждый является потенциальным посмертным донором, а постепенным обращением в сферу воспитания людей о его праве стать донором с целью спасения жизни других людей. В этой связи такой призыв может мотивировать других к совершению анатомического дара. Последний предусмотрен в ст.142 Кодекса «О здоровье населения и системе здравоохранения» и представляет собой добровольное пожертвование дееспособным лицом тканей или органов как при жизни, так и после смерти, осуществляемое лицом посредством надлежаще оформленного договора или завещания. Анатомическим даром признаются трупы лиц, не опознанные и не востребованные в течение сорока пяти дней со дня их обнаружения. Таким образом, нужна правильно выстроенная пропаганда в части решения посмертного донорства. Регулирование посмертного донорства и закрепление прав умершего лица на достойное с ним обращение – важная составляющая для других живых лиц, так как это затрагивает очень хрупкую часть структуры личности человека – его духовно-нравственное здоровье.

Следующий важный, на наш взгляд,аспект– это формирования стимулов к такому поведению, т.е. к согласию на посмертное донорство. К сожалению, в названном выше кодексе таких стимулов нет. Необходимо изучить опыт других государств на предмет создания таких стимулов. Общество должно увидеть реальные механизмы не коммерческой, а общественной или народной медицины, и государство должно формировать должное отношение к своим гражданам не прямым указанием на донорство, а на желание стать донором и принести пользу людям. Нравственная и этическая направленность в данном вопросе приобретает большое значение.

Кодекс установил правила обязательной констатации биологической смерти или необратимой гибели головного мозга консилиумом врачей.

В развитие данного положения были разработаны соответствующие правила изъятия, консервации, проведения трансплантации тканей и (или) органов (части органов) от человека к человеку, от трупа к человеку и от животного к человеку. Данные правила были утверждены приказом Министерства здравоохранения от 19.09.2006 г.

Таким образом, охраняются нравственно-духовная составляющая часть жизни людей и гуманное отношение к умершему человеку. Несмотря на наличие данной нормы в Казахстане, встречаются случаи незаконной пересадки почек, при этом согласия близких родственников никто не спрашивает. Примером тому может быть опубликованная в казахстанской газете «Время» (август 2002 г.) статья о том, что у трупов тайно вырезают необходимые для трансплантации органы. Одним из примеров стал И.Одиноков, который был доставлен в больницу с ушибом головного мозга и кровоизлиянием в мозг. Впоследствии он скончался. Родные получили тело без двух почек. Возникает резонный вопрос, почему не было получено разрешение на проведение такой операции по изъятию почки. Чувства родных были оскорблены, хотя, по их словам они не были бы против того, чтобы пересаженные органы спасли чью-то жизнь.

Таким образом, объективная сторона состава незаконного изъятия органов и тканей трупа человека состоит в незаконном изъятии их для трансплантации либо иного использования, а также в совершении сделок в отношении этих органов и тканей. К иному использованию можно отнести, например, использование их в косметических целях, для изготовления лекарства и т.п.

Трансплантация предполагает проведение медицинских манипуляций по пересадке органов или тканей одного человека другому. Такая пересадка возможна от трупа живому человеку, но с соблюдением соответствующих правил и условий, предусмотренных Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения. При этом следует иметь в виду, что купля-продажа органов для пересадки запрещена. Поэтому в УК РК и предусмотрена уголовная ответственность за совершение сделок в отношении органов и тканей трупа человека. Это и понятно, поскольку органы и ткани не являются вещью и не могут выступать товаром в гражданско-правовых сделках.

Изложенное выше позволяет нам прийти к следующему выводу: в диспозиции статьи предусмотрены два самостоятельных преступления. Первое связано с самим процессом изъятия органов или тканей у трупа и второе – с совершением с ними сделок. Как правило, под иными сделками подразумевается купля-продажа, обмен или иное. Опасность представляют как те, так и иные деяния. Совершенно очевидно, что совершить сделку без изъятия органов невозможно. Но это изъятие мотивируется последующей, сделкой, например, куплей-продажей этих органов. В этой связи мы предложили бы следующее законодательное разрешение данного вопроса: разделить действующую первую часть на две части. В первой части необходимо предусмотреть незаконное изъятие органов или тканей труппа человека для трансплантации либо иного его использования. Во второй части предусмотреть ответственность за незаконную куплю-продажу и совершение иных сделок в отношении незаконно изъятых органов или тканей человека в целях трансплантации либо иных целей. Также должен быть установлен запрет на рекламу по продаже органов или тканей человека. Такая норма вполне может быть предусмотрена в Кодексе об административной ответственности.

В ч.2 ст.275 предусмотрена повышенная ответственность за совершение вышеназванных действий группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, с использованием своего служебного положения.

Вывод

1.Изложить ст.275-1 в следующейредакции:

«Статья. Незаконное изъятие органов и тканей труппа человека

1.Незаконное изъятие органов или тканей трупа человека для трансплантации либо иного использования,–

наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Незаконная купля-продажа, а равно совершение иных сделок в отношении изъятых у трупа органов или тканей в целях трансплантации или иных целей,–

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

3. Заменить принцип презумпции согласия при изъятии органа или тканей умершего на принцип презумпции несогласия.

4. Предусмотреть в Кодексе РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18.09.2009 г. норму, предусматривающую права посмертных доноров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: