Архиереи XIX века - начала XX века

Архангельскую кафедру в этот период последовательно занимали: епископы: Аполлос (Байбаков, 1798-1801), Евлампий (Введенский, 1801-1809), Парфений (Петров 1809-1819), Иосиф (Величковский, 1819-1821), Неофит (Докучаев-Платонов, 1821-1825); Аарон (Нарциссов, 1826-1830), Георгий (Ящуржинский, 1830 - 1845), Варлаам (Успенский, 1845-1854), Антоний (Пав-линский, 1854-1857), Александр (Павлович, 1857- 1860), Нафанаил (Савченко, 1860-1871), Ювеналий (Карюков, 1871-1876), Макарий (Миролюбов. 1876- - 1879), Нафанаил (Саборов, 1879-1882, 1885-1890), Серапион (Маевский, 1882-1885), Александр (Закке, 1890-1893), Никанор (Каменский, 1893-1896), Иоан-никий (Надеждин, 1896-1901), Иоанникий (Казанский, 1901 - 1907), Михей (1908-1912), Нафанаил (1912- 1920).

Если из числа архангельских преосвященных исключить Георгия, Варлаама и Нафанаила (Савченко), занимавших кафедру по 10 и более лет, то остальные 18 архиереев приезжали сюда на 4-5 лет.

Вологодскую кафедру возглавляли: епископы Арсений (Тодорский, 1796 - 1802), Антоний (Знаменский, 1802 - 1803), Феофилакт (Олонецкий, 1803-1808), Евгений (Болховитинов, 1808-1813), Онисифор (Боровик, 1814 - 1827), Моисей (Богданов-Платонов, 1827-1828), Стефан (Романовский, 1828-1841), Иннокентий (Борисов, 1841), Иринарх (Попов, 1842-1844), Евлампий (Пятницкий, 1844-1852), Феогност (Лебедев, 1852-1856), Христофор (Эммаус-ский, 1856-1866), Павел (Доброхотов, 1866-1869), Палладий (Раев, 1869-1873), Феодосий (Шаповаленко, 1873-1883), Израиль (Никулицкий, 1883-1894), Антоний (Флоренсов, 1894-1895), Алексий (1895-1906), Никон (1906-1912), Александр (Традиция, 1912-1921). И здесь такая же частая смена архиереев - от 2 до 6 лет -вот обычный срок пребывания на кафедре. Лишь Онисифор, Стефан, Израиль и Алексий были исключением из этого правила.

Административная деятельность архиереев этой поры шла в строго очерченных государственным законодательством рамках. Лишь личное духовное творчество, какие-то особенности характера или поведения оставались в памяти современников. Если же очередной владыка этим не обладал, его образ постепенно стирался в памяти.

Так, безусловно, вошел в историю Вологодской епархии епископ Евгений (Болховитинов): известный ученый первой трети XIX века, академик, историк, литератор, автор наиболее полного словаря русских писателей. Он Преосвященный Евгений (Болховитинов). На портрете он изображен в последний период жизни, когда занимал кафедру митрополитов Киевских и Галицких. Умер в 1837 году.

Занимал вологодскую кафедру в годы Отечественной войны 1812 года, благословил вологодских добровольцев, уходивших в Новгородское и Петербургское ополчение. Евгений являлся первым историком Вологодской епархии, собирателем древностей.

Незаурядной личностью был и его преемник -епископ Онисифор. Прослуживший много лет в качестве полкового священника, он участвовал в войне 1812 года, был в армии во время зарубежного похода в Европу. Являлся духовником фельдмаршала Кутузова в последние минуты жизни полководца, в Бунцлау. Онисифор пользовался особым доверием Александра I; будучи епархиальным архиереем, принимал его в Вологде. Отличался подвижнической жизнью, патриархальной простотой и добротой. Еженедельно одаривал нищих во дворе архиерейского дома.

Надолго запомнилось вологжанам пребывание в качестве епископа Иннокентия (Борисова). В Вологодской семинарии он устраивал диспуты, привлекавшие ученое общество губернского города. Незаурядной личностью был и Никон, автор самого полного и лучшего "Жития преподобного Сергия", церковный писатель, член Государственного Совета, а также Антоний (Флоренсов) - духовник выдающегося ученого и богослова о. Павла Флоренского.

Архиереи Олонецко-Петрозаводской епархии, учрежденной в 1828 году: архиепископы Игнатий (Семенов, 1828-1842), Венедикт (Григорович, 1842-1850), Аркадий (Федоров, 1851 - 1869), епископы Ионафан (Руднев, 1869-1877), Палладий (1877-1882), Павел (Доброхотов, 1882-1897),Назарий (Кириллов, 1897-1900), Анастасий (1900-1905), Мисаил (1905-1908), Никанор (Надеждин, 1908- 1916), Иоанникий (1916-1919). Задачи обустройства духовной и церковной жизни новой епархии.которая значительное время характеризовалась некоторой заброшенностью и сильным влиянием старообрядчества, требовали более длительного пребывания епископов на новоучрежденной кафедре*. Первый из них -Игнатий - в полном смысле слова стал устроителем епархиальной жизни. Он объездил всю епархию, неоднократно бывая во всех приходах и монастырях, открыл и освятил 40 новых храмов. Важнейшим своим делом считал открытие Петрозаводской семинарии и постановку в ней на должном уровне учебного процесса. Подарил семинарской библиотеке свое личное книжное собрание. Выхлопотал финансовое содержание для беднейших приходов. Поставил на достойную высоту архиерейские богослужения. Написал исторические сочинения об Олонецком крае.

В полной мере продолжил его дело архиепископ Аркадий, приехавший в епархию из Перми в 62-летнем возрасте с авторитетом опытного антираскольнического деятеля. Эту линию с поразительной неутомимостью продолжал и в Петрозаводске. Вел огромную переписку со священниками и мирянами, всех помнил по имени-отчеству. На личные средства устроил в Каргополе епархиальное училище для девочек.

Яркой личностью был и Никанор (Надеждин), скончавшийся незадолго до событий 1917 года. До приезда на кафедру его церковное служение проходило по окраинам империи, среди "инородцев"-Литва, Грузия, Томск, Якутск. Человек глубокой молитвенной настроенности, он имел близкими друзьями видных православных иерархов - Антония (Храповицкого) и Трифона (Туркестанова).

Многое о людях, несших нелегкое бремя архиерейства в конце XIX-начале XX века, забыто и потеряно.

* Отметим, что с 1764 по 1786 г. существовала кафедра епископов Олонецких и Каргопольских с местопребыванием в Александро-Свирском монастыре: Иоанн (Никитин, 1764-1767), Антоний (1767-1774), Вениамин (Румовский-Краснопевков, 1774-1775), Иоанникий (Микрицкий, 1775-1782), Виктор (Онисимов, 1782-1783), Амвросий (Серебряников, 1783-1786).

Историкам и краеведам предстоит еще немало обработать, чтобы восстановить галерею церковных деятелей во всей конкретности и индивидуальности.

В условиях нарастающей политизации российской жизни начала XX века православные пастыри и архипастыри Севера пытались сохранять стабильность общества. Лояльность духовенства исходила, как нам представляется, не столько от преданности власти, сколько от осознания пастырского долга и христианского миропонимания, которому чуждо насилие. Они неустанно призывали своих прихожан быть верными традициям и устоям и в этом видели стабилизирующую роль Церкви в обществе, все более раздираемом социальными и политическими противоречиями.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Завершая книгу, меньше всего хотелось бы подводить читателя к каким-либо обязательным и "правильным" выводам. Пусть это сделает он сам.

Историю Церкви, ее земные дела можно оценивать по-разному. Зачастую это зависит от мировоззренческой позиции человека, а также его осведомленности в церковной истории. И если первое является незыблемым правом каждого, то второе находится в плену обстоятельств. И автор считает свою цель достигнутой, если расширил эту осведомленность, дал пищу для размышлений и импульс к новым поискам.

Размышляя о прошлом Церкви, нельзя забывать о том, что лишь малая часть ее действительной жизни может быть открыта исследователю. И дело здесь не только в состоянии источников. Самое главное - вера и утешение, святость и падение, атмосфера общей или домашней молитвы, внутренние переживания и религиозное состояние-может быть запечатлено в источниках лишь косвенно и является только слабым отражением реальной церковности наших предков. Вот почему историю Церкви мы - при всем нашем желании - познаем лишь частично, внешне, и познание этого прямо связано с собственным жизненным опытом.

Вместе с тем, отметим, что в архивах хранятся массивы нечитанных материалов церковных дел, а в памяти старых людей живут еще воспоминания их дедов о церковных православных традициях. Все это может стать делом десятков и сотен исследователей и краеведов, делом благородным и необходимым. Призывом к нему автор и завершает свое небольшое повествование.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

Брак - таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного Союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. (Из православного катехизиса).

Викариатство - часть епархии, пользующаяся автономией и управляемая епископом-викарием, находящимся в подчинении епархиального архиерея.

Гомилетика - раздел богословия, рассматривающий вопросы теории и практики проповеднической деятельности.

Дарохранительница - священный сосуд в форме храма, в котором хранятся святые дары, предназначенные для причащения на дому больных и умирающих.

Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. (Из православного катехизиса).

Епитрахиль - предмет священнического облачения в виде ленты, одеваемой на шею и спускающейся по груди вдоль всего тела.

Клир - совокупность священнослужителей и церковнослужителей.

Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это таинство не повторяется. (Из православного катехизиса).

Крестный ход - торжественное шествие духовенства и верующих с иконами, хоругвями и другими священными предметами, посвященное важным духовно-религиозным событиям.

Литургика - богословская дисциплина, изучающая комплекс вопросов, связанных с теорией и практикой различных видов богослужения.

Литургия - главное православное богослужение, на котором совершается таинство причащения.

Миро - благовонное масло, применяемое при совершении таинства миропомазания.

Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. (Из православного катехизиса).

Обет - клятва, обещание.

Панихида - заупокойная церковная служба.

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. (Из православного катехизиса).

Поместная церковь - самостоятельная православная церковь.

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. (Из православного катехизиса).

Причт - священно- и церковнослужители одного храма.

Расстрига - лишенный священного сана или монашества.

Риза - часть облачения священнослужителей, представляющая из себя длинную одежду без рукавов с отверстием для головы (другое именование - фелонь).

Рукоположение (или священство) есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово. (Из православного катехизиса).

Ряса - повседневная одежда духовенства и монашества.

Таинства - важнейшие обряды в православии, во время которых, по православному пониманию, на верующего нисходит благодать Божия.

Хиротония - акт рукоположения в священнослужителя.

ПРИМЕЧАНИЯ

Архивные источники

Центральный государственный исторический архив (г. С.-Петербург)

Ф. 796 - Канцелярия Синода Оп. 14, дд 274, 409. Оп. 25, дд. 186, 399. On. 41, д. 154. Оп. 45, д. 392. Оп. 47, д. 396. Оп. 49, д 355. Оп. 54, д. 141. Оп. 58, д. 26. Оп. 59, д. 295. Оп 62, д. 137 Оп. 64, д. 568. Оп. 65, д. 77.

Центральный государственный архив древних актов (г. Москва).

Ф. 1206-Устюжский архиерейский дом. Оп. 2, дд. 386, 378, 493, 497, 498, 510, 513, 528, 557, 562, 572, 575, 585, 592, 635, 651, 673. Ф. 1196 - Оп. 1, дд. 28, 650, 904, 1121, 1196, 1246, Ф. 1355 - Экономические примечания. Оп. 1, дд. 84, 86, 87, 92, 94, 96, 104, ПО, 112, 127-130, 136, 137, 138, 147-150, 157-162, 167-170, 176-179, 186-189, 857, 865, 875, 878, 879, 884, 885, 889-891, 896-899, 905- 907, 910, 911, 914, 915, 917, 918, 921-923.

Центральный государственный архив республики Карелии (г. Петрозаводск)

Ф. 25. Оп. 1, дд. 1/1, 20/15, 83/5, 86/5. Ф. 126. Оп. 2, д. 3/53. Центральный государственный архив республики Коми (г. Сыктывкар) Ф. 230 __ Устьсысольское уездное духовное правление. Ф. 231 - Яренское уездное духовное правление.

Государственный архив Архангельской области (г. Архангельск)

Ф. 1-Канцелярия Архангельского гражданского губернатора. Оп 1, од, 51, 696, 1001, 1234, 2342, 2600, 3710, 3827, 5619, 5894, 7195, 7205, 7423, 8659, 10240, 13460, 13625, 13889. Ф. 29-Архангельская духовная консистория. Оп. 1, д. 14. Оп. 27, д. 6. Оп. 28, д 1 Оп 29, д 700. Оп. 38, д. 304. Ф. 1025-Канцелярия Холмогорского архиепископа. Оп. 1, дд. 293, 332, 340, 343, 347, 360, 370, 1096 Оп. 2, дд 180, 342. Оп. 3, дд. 32, 76, 85. Оп. 5, дд. 38, 42, 70, 131, 146, 194, 297, 1272.

Государственный архив Вологодской области (г. Вологда)

ф. 496-Вологодская духовная консистория. Оп. 1, дд. 40, 174, 175, 301, 360, 570, 571, 631, 702, 703, 741, 754, 755, 772, 797, 888 894, 971-975, 1135, 1161, 1228, 1260, 1261, 1286, 1361, 1377, 1409, 1415, 1416, 1445, 1448, 1597, 1599, 1662, 1710, 1814, 1843, 2079, 2080, 2371 2372 2427, 2473-2478, 4695, 4635, 4646, 4652. Ф. 833 - фонд краеведа Н. Суворова. Оп. 1, дд. 81, 107, 122, 162, 176, 181, 221.

Великоустюгский филиал ГАВО (г. Великий Устюг)

Ф 363-Великоустюгская духовная консистория. Оп. 1, дд 2 302, 403, 405, 406, 439, 513-515, 870, 905, 1162, 1475, 1774, 1899 1903, 2464, 2767, 4014, 4015.

 

Опубликованные источники и литература

1. Архангельские губернские ведомости.

2. Архангельские епархиальные ведомости.

3. Архангельская губерния по статистическому описанию 1785 года (итоги подворной описи). -Архангельск, 1916.

4. Богословский М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII веке,-Т. 1-2.-М., 1909, 1913.

5. Верюжский В. Афанасий, архиепископ Холмогорской, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии.-СПб., 1908.

6. Вологодские губернские ведомости.

7. Вологодские епархиальные ведомости.

8. Гагарин Ю. В. История религии и атеизма народа коми.- М., 1978.

9. Гагарин Ю. В. Очаги старообрядчества на Русском Севере в конце XVII-XVIII вв. // Аграрные отношения и история крестьянства Европейского Севера России (до 1917 г.).-Сыктывкар, 1981.

10. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в.-М., 1986.

11. Громыко М. М. Мир русской деревни.-М., 1991.

12. Знаменский И. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I.- M., 1880.

13. История северного крестьянства.-Т. 1-2,-Архангельск, 1984, 1985.

14. Камкин А. В. Вопросы истории церкви в школьном краеведении.-Вологда, 1990.

15. Камкин А. В. Общественная жизнь северной деревни XVIII века. - Вологда, 1990.

16. Карташев А. В Очерки по истории русской церкви. - Т. 1- 2- М., 1991.

17. Кирпичников А. Н., Хлопин И. Н. Великая государева крепость.-Л., 1972.

18. Колесников П. А. Северная Русь. Архивные источники по истории крестьянства и сельского хозяйства XVII века.-Вологда, 1971.

19. Колесников П. А. Северная Русь. Архивные источники по истории Европейского Севера России XVIII века.-Вологда, 1973.

20. Комиссаренко А. И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII веке.-М., 1990.

21. Копанев А. И. Книжность северной волости XVI-XVII вв. // Культурное наследие Древней Руси: Истоки. Становление. Традиции,-М., 1976.

22. Копанев А. И. Волостные крестьянские библиотеки XVI- XVIII вв. // Русские библиотеки и их читатели. - Л., 1983.

23. Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский монастырь.-Л., 1979.

24. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии.-Вып. 1-3.-Архангельск, 1894-1896.

25. Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии.-Архангельск, 1902.

26. Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера: очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв.-Л., 1977.

27. Куратов А. А. Историография истории и культуры Архангельского Севера.-Вологда, 1989.

28. Лазарев Е. Валаам, Россия в миниатюре // Наука и религия.-1991.- №9.

29. Лихачев Д. С. Соловки в истории русской культуры // Беломорье. - М., 1984.

30. Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. Издание 2-е.-Вологда, 1991.

31. Максимов С. В. Год на Севере. Издание 2-е.- Архангельск, 1984.

32. Мильчик М. И., Ушаков Ю. Г. Деревянная архитектура Русского Севера. - Л., 1981.

33. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи.-Т. 1-3.-СПб, 1890- 1897.

34. Настольная книга священнослужителя.-Т. 1-5.-М., 1977-1986.

35. Непеин А. Святыни и достопримечательности города Великого Устюга и его окрестностей.-Вологда, 1915.

36. Огризко 3. А. Землевладение севернорусских волостных церквей в XVII веке // История СССР.-1961.-№ 3.

37. Озерецковский Н. Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому.-Издание 3-е.-Петрозаводск, 1989.

38. Олонецкие епархиальные ведомости.

39. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Синода.- Т. 1-12, 14-16, 18-23, 26, 29, 31-32, 39, 40,-СПб, 1868-1915.

40. Ополовников А. В. Русский Север.-М., 1977.

41. Ополовников А. В. Сокровища Русского Севера.-М., 1989.

42. Памятная книжка Архангельской губернии. - Архангельск, 1908, 1913, 1914.

43. Памятная книжка Вологодской губернии. - Вологда, 1864, 1866, 1875, 1896, 1913.

44. Памятная книжка Новгородской губернии. - Новгород, 1872, 1876, 1880.

45. Памятная книжка Олонецкой губернии. - Петрозаводск, 1857, 1902.

46. Повесть о Зосиме и Савватии. Факсимильное воспроизведение.- М., 1986.

47. Полное собрание русских летописей. Устюжские и вологодские летописи XVI-XVIII в.-Т. 37.-Л., 1982.

48. Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы.-Т. 1-2.-Казань, 1897, 1913.

49. Покровский И. М. Средства и штаты великорусских архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов в 1764 г. -Казань, 1907.

50. Попов А. Воспоминания причетникова сына.-Вологда, 1910.

51. Прошин Г. Г. Черное воинство: русский православный монастырь. Легенда и быль.-М., 1985.

52. Рукописный сборник статей по истории Вологодской епархии и губернии, составленный епископом Евгением (Болховитиновым) в 1811 году. - ГАВО (библиотека).

53. Рункевич С. Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим.-СПб., 1908.

54. Русское православие: вехи истории.-М., 1989.

55. Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII- начала XX века.-Л., 1980.

56. Север.-1990.-№ 9. Весь номер посвящен Соловецкому монастырю.

57. Север.- l991.- № 9. Весь номер посвящен Валааму.

58. Смирнов А. В. Очерки истории просвещения и школы Вологодской области в XVIII веке // Ученые записки Вологодского государственного педагогического института.-Т. 25.-Вологда, 1959.

59. Фруменков Г. Г Соловецкий монастырь и оборона Поморья в XVI-XIX вв.-Архангельск, 1963.

60. Шильниковская В. П. Великий Устюг: развитие архитектуры города до середины XIX века.-М., 1987.

61. Шляпин В. П. Из истории города Великого Устюга // Записки Северо-Двинского общества изучения местного края.-Вып. I-IV.-Великий Устюг, 1926-1927.

62. Юшков С. В. Очерки истории приходской жизни на Севере России XV-XVII вв.-СПб., 1913.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: